Дмитрий Медведев предложил оставить Владимира Лукина в должности российского омбудсмена.
Президент России Дмитрий Медведев предложил вновь назначить Владимира Лукина уполномоченным по правам человека в России. Как сообщает пресс-служба Кремля, соответствующее предложение президент внес в Госдуму.
Владимир Лукин был выдвинут президентом Владимиром Путиным на пост уполномоченного по правам человека в России в феврале 2004 года. 13 февраля 2004 года Госдума утвердила Лукина на этой должности.
Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года. Первым российским омбудсменом был Олег Миронов, утвержденный Госдумой в мае 1998 года, которого сменил Лукин.
Согласно Конституции на уполномоченного по правам человека в России возложена задача по государственной защите прав человека. Уполномоченный осуществляет независимый от органов власти и должностных лиц контроль за соблюдением ими прав человека и ежегодно представляет доклад о своей деятельности главе государства, палатам Федерального собрания, правительству, высшим судам и генеральному прокурору.
Аппарат омбудсмена, в частности, занимается рассмотрением жалоб и обращений о нарушениях и принимает меры по восстановлению прав и свобод человека, ведет анализ российского законодательства в области прав граждан, а также просвещением по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Кроме того, уполномоченный по правам человека может по собственной инициативе принимать меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.
В начале января этого года бюро Международного координационного комитета национальных правозащитных институтов Совета ООН по правам человека присвоило институту российского омбудсмена высший аккредитационный статус А. Как говорится на сайте уполномоченного по правам человека в России, это означает, что он полностью соответствует так называемым «Парижским принципам», утвержденным Генассамблеей ООН в 1993 году. «Парижские принципы» предусматривают наделение национальных правозащитных институтов широкими и четко сформулированными в конституционном или законодательном акте полномочиями по поощрению и защите прав человека. Особо подчеркиваются также принципы независимости национальных правозащитных институтов от государственной власти, открытости и транспарентности их деятельности.