Ходорковского поддержали голодовкой
Читинские сторонники экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского объявили голодовку. Их требование –- освобождение экс-главы ЮКОСа из карцера.
Члены Забайкальского комитета общественной поддержки экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского в пятницу начали голодовку за его освобождение из карцера и против произвола администрации СИЗО. Как сообщает пресс-центр Ходорковского, в акции протеста участвуют три человека -- Марина Сухинина, Марина Савватеева и Валерий Немеров.
8 октября экс-глава ЮКОСа был помещен в карцер на 12 суток за интервью, которое он дал писателю Борису Акунину (Григорию Чхартишвили) для журнала Esquire. Это произошло за семь дней до рассмотрения кассационной жалобы на отказ в его условно-досрочном освобождении.
Интервью было дано через адвокатов. При этом в их заявлении отмечается, что «заключенный имеет право неограниченно общаться со своими защитниками, которые в свою очередь могут зачитывать ему любые документы и записывать с его слов то, что считают нужным для защиты». Поэтому защита Ходорковского считает наложенное на него наказание «очевидно противозаконным» и намерена его обжаловать.
Борис Акунин также выразил «глубокое возмущение» происшедшим. «Я не знаю, чем вызвано это решение, -- сказал Акунин РИА «Новости». -- Может, это самоуправство тюремных властей, но если это указание из Москвы, то дела у нас в стране обстоят совсем плохо».
Сегодня же начальник краевого управления ФСИН Юнус Амаев заявил «Интерфаксу», что досмотр адвокатов Ходорковского в читинском СИЗО будет усилен.
«Досмотр адвокатов будет усилен стопроцентно», -- сообщил он. Вместе с тем Амаев отметил, что Ходорковский сможет присутствовать на судебном заседании и знакомиться с материалами уголовного дела. «В карцере более строгие условия, чем те, в которых Ходорковского содержали ранее. Его будут доставлять в суды и прокуратуру», -- отметил глава управления ФСИН.
В ответ на это один из защитников Юрий Шмидт заметил, что порядок досмотра адвокатов определен законом и правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов. «Ни один закон не регламентирует содержание бесед, которые адвокаты имеют право вести со своим подзащитным, закон не запрещает записывать беседу в ходе этого разговора. Дальнейшая судьба этих записей не входит в сферу компетенции службы исполнения наказаний», -- сказал Шмидт.
Он также предположил, что, возможно, УФСИН «планирует проводить личный обыск с раздеванием», «собирается допрашивать с применением детектора лжи» или «планирует вручать перед свиданием сценарий: вопросы, которые можно задать, и ответы, которые должен дать подзащитный, и наоборот».
Михаил Ходорковский в 2005 году был осужден на восемь лет лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против него было возбуждено новое уголовное дело по отмыванию денег, в рамках которого он вместе с экс-главой группы МЕНАТЕП Платоном Лебедевем был этапирован в читинский СИЗО. Генпрокуратура обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 млрд руб. и $7,5 млрд с 1998 по 2004 год. Эти деньги были получены в результате хищения акций, принадлежащих государству, и присвоения нефти.
15 октября в Читинском областном суде должна быть рассмотрена кассационная жалоба адвокатов на решение Ингодинского райсуда. 22 августа он отказал Ходорковскому в условно-досрочном освобождении из-за наличия у него непогашенного взыскания и уклонения от освоения в колонии профессии швеи-моториста.