Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Кризис не сказался на тратах россиян

Уровень потребительского доверия в России рухнул, и со снижением доходов к началу декабря столкнулись уже 35% опрошенных. Несмотря на это, сокращать свои траты граждане пока не намерены.

Рецессия, начавшаяся в российской экономике, докатилась и до потребительского рынка. Согласно исследованию международной исследовательской компании Nielsen к началу декабря уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года. Индекс потребительского доверия упал сразу на 16 пунктов по сравнению с сентябрем и составил всего 88 пунктов.

Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары.

«Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством», -- комментирует результаты нового исследования  Дуайт Уотсон, генеральный директор компании «Nielsen Россия». 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентябре--октябре таковых было более половины.

Серьезно пошатнулась и уверенность россиян в стабильности своего финансового положения – в конце ноября в своих финансах были уверены лишь половина (51%) опрошенных. А 35% респондентов заявили, что их доходы в той или иной мере снизились.

Несмотря на это, экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис. Более того, согласно результатам опроса готовность тратить у россиян почти не изменилась. В конце ноября 42% участников исследования − столько же, сколько и три месяца назад -- сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров. Тем не менее число тех, кто считает ближайшие 12 месяцев очень плохим временем для новых покупок, также возросло (с 7% в сентябре до 13% в ноябре).

Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. «Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкая тревога. Преобладающий тип поведения -- пассивное наблюдение и выжидание», --считает Дуайт Уотсон.

Полная версия