Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Медведев рассекретит все военные архивы

Дмитрий Медведев потребовал снять грифы секретности со всех документов времен войны. По его словам, народ должен знать всю правду о войне. Президент также призвал отделять героизм Красной армии и послевоенные действия Советского Союза и лично Сталина, преступления которого не могут быть прощены.

Необходимо снять всякого рода грифы с архивных документов времен Второй мировой войны, заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью газете «Известия».

«Прошло уже достаточно времени -- 65 лет, и народ должен знать всю правду о войне, как и о событиях другого периода», -- сказал он. «Чем больше архивных материалов у нас будет опубликовано, чем больше их попадет в свободный доступ, тем лучше. В конечном счете, я считаю, мы должны создать такую систему военных архивов, которая даст возможность любому гражданину России и любому заинтересованному иностранному гражданину практически в свободном режиме добраться до любого документа, с которого снят гриф секретности, а сейчас пора уже делать это практически по всем документам», -- сказал Медведев.

По его убеждению, «правда в конечном счете должна быть предъявлена нашим людям и иностранным гражданам, которые в этом заинтересованы».

Президент заявил, что необходимо довести до конца и работу по тщательному подсчету потерь в Великой Отечественной войны. Здесь, сказал он, надо точно определить, о каких потерях идет речь. «Есть прямые военные потери, те, кто погиб на фронте. Есть те, кто умер от ран (и во время войны, и после нее). Есть те, кто погиб в плену, погиб от голода, бомбежек, в оккупации. Все это требует очень точной и скрупулезной работы», -- сказал Медведев.

Фальсификация истории

Глава государства отметил, что необходимо «донести до людей правду» в том числе и с целью борьбы с фальсификацией истории.

«В Европе, во многих странах, происходит реабилитация фашистов. Отдельные уроды даже в нашей стране находятся, которые пытаются использовать нацистскую символику и осуществлять различного рода сборища под такими лозунгами», -- сказал Медведев.

Он отметил, что преступления нацистов, квалифицируемые как преступления против человечности, не должны иметь срок давности. «Это вопрос нашей моральной ответственности перед будущими поколениями, -- сказал президент, -- и, если мы сейчас закроем глаза на эти преступления, в будущем такие преступления могут повториться -- так или иначе, в той или иной форме, в разных государствах. Поэтому, может быть, все это звучит жестко, но эти преступления действительно не знают срока давности, и те, кто их совершил, должны понести ответственность, сколько бы им лет ни было».

Тоталитарный режим

С другой стороны, события послевоенного периода -- это уже иная часть истории, в которой Советский Союз преследовал свои цели, заметил президент. «Если говорить прямо, тот режим, который сложился в СССР, иначе как тоталитарным назвать нельзя. К сожалению, это был режим, при котором подавлялись элементарные права и свободы… И конечно, из истории это не вычеркнуть», -- сказал он.

«Но в том-то и заключается искусство историка, с одной стороны, а с другой стороны, здравомыслие обычного человека, чтобы отделить миссию Красной армии и Советского государства в период войны от того, что происходило потом», -- заключил Медведев.

Роль Сталина

Президент заявил, что Великую Отечественную войну выиграл наш народ, «не Сталин и даже не военачальники при всей важности того, чем они занимались». Он отметил, что «Сталин совершил массу преступлений против своего народа». «Несмотря на то что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено», -- сказал Медведев.

При этом он подчеркнул, что люди, в том числе многие ветераны, которые любят Сталина или ненавидят Сталина, имеют право на свою точку зрения. Его также может обожествлять и молодежь, однако ренессанс сталинизма в России исключен, заявил глава государства. «Ни в коем случае нельзя говорить о том, что сталинизм возвращается в наш повседневный быт, что мы возвращаем символику, что мы собираемся использовать какие-то плакаты, еще что-то делать. Этого нет и не будет. Это абсолютно исключено. И в этом, если хотите, нынешняя государственная идеология и моя оценка как президента», -- заявил Медведев.

Полная версия