Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Медведев отменил арест за экономические преступления

Дмитрий Медведев подписал закон, смягчающий меры наказания в отношении обвиняемых в экономических преступлениях. Отныне суды должны их отпускать под залог, а арест назначать лишь в исключительных случаях.

Президент России Дмитрий Медведев утвердил поправки, смягчающие меры наказания в отношении обвиняемых в экономических преступлениях, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу Кремля. В частности, документ предусматривает замену заключения под стражу для обвиняемых в экономических преступлениях на залог.

Изменения, которые вносятся в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, были приняты Госдумой 26 марта и Советом федерации 31 марта.

Поправки устанавливают для обвиняемых в экономических преступлениях минимальные суммы залога в размере от 100 тыс. рублей по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести и от 500 тыс. рублей по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (в настоящее время нижних и верхних планок залога для обвиняемых не существует). При этом в виде залога кроме денег могут также приниматься ценные бумаги и недвижимое имущество. Залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

В подписанном Медведевым законе также содержится положение, в соответствии с которым заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, которые не являются «общеуголовными», в основном, в сфере экономики, допускается только в исключительных случаях. Предполагается, что такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, не представляют большой опасности для общества.

Помимо этого законопроект в шесть раз увеличивает размер крупного и особо крупного ущерба применительно к налоговым преступлениям. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей крупным размером предлагается считать сумму в 3 млн рублей, особо крупным -- 36 млн рублей. Аналогичное увеличение предполагается и в отношении иных преступлений в сфере экономической деятельности. Также внесены изменения в ч. 1 ст. 174 УК России (легализация (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем) – теперь там указана цель «придания преступно нажитым доходам правомерного вида». Таким образом, поправки исключают излишне широкое толкование.

А статья 173 УК России (лжепредпринимательство) вовсе признана утратившей силу. «Как показывает анализ правоприменительной практики, статья «лжепредпринимательство» практически не применяется. Связано это с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений», — говорилось в пояснительной записке к законопроекту. Кроме того, из УК исключается положение «нарушение лицензионных требований и условий», так как неопределенность этой формулировки приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений.

С 1 января 2010 года вступил в силу закон, запрещающий заключать под стражу подозреваемых или обвиняемых в уклонении от уплаты налогов. Они смогут ждать суда на свободе, а нарушители законодательства, впервые попавшие под статью и добровольно погасившие недоимки и штрафы, имеют возможность избежать уголовного преследования. В феврале Медведев на встрече с представителями бизнеса предложил сделать так, чтобы все оказавшиеся под следствием подозреваемые в экономических преступлениях могли до суда чаще выходить на свободу под залог. Уже через несколько дней президент внес в Госдуму соответствующий законопроект.

По данным МВД, ущерб от экономических преступлений в России в 2009 году вырос в 7,5 раза и составил более 1 трлн рублей. За год выявлено почти 9 тыс. преступлений, почти 7 тыс. уголовных дел передано в суд. В течение года в рамках пресечения экономических преступлений был наложен арест на имущество на сумму свыше 89 млрд рублей. По статистике МВД, наиболее криминогенной с точки зрения легализации преступно нажитых доходов продолжает оставаться финансово-кредитная сфера и потребительский рынок.

Полная версия