Arctic Sea захватили рецидивисты
Следователи проверяют данные о гражданстве восьми подозреваемых в захвате Arctic Sea. По имеющейся информации, шестеро из них ранее отбывали наказания за преступления, совершенные в Эстонии. Один из захватчиков, Андрей Лунев, якобы пропал без вести еще в 2006 году, его опознали по кадрам, показанным по телевидению, родственники.
Следователи главного следственного управления СКП России проверяют подлинность документов и показаний о гражданстве и месте проживания лиц, арестованных в качестве подозреваемых по делу о похищении судна Arctic Sea. Как говорится в сообщении СКП России, следствие также проверяет полученную информацию о совершении ранее подозреваемыми каких-либо преступлений.
«В распоряжении следствия имеется информация о том, что шестеро из восьми арестованных с 2001 по 2005 год отбывали наказания за различные преступления против личности и собственности, совершенные на территории Эстонии», -- говорится в сообщении.
Что с командой?
Тем временем родные членов экипажа, доставленных вместе с захватчиками судна в Москву, жалуются на отсутствие информации о своих близких. «Непонятно это бесчеловечное отношение к ним. Почему нельзя было дать связаться с родственниками, чтобы люди не волновались?» -- посетовал в интервью Infox.ru главный редактор журнала «Морской бюллетень -- Совфрахт» Михаил Войтенко. По его словам, до сих пор непонятно, остался ли один из трех механиков на судне, или он был доставлен в Москву.
Как рассказали в архангельском отделении Российского союза моряков, сейчас от членов команды стали поступать «скупые» звонки, моряки говорят, что они «живы-здоровы», и не сообщают о том, что с ними происходит в Москве. По данным профсоюза, с моряками продолжаются следственные действия в Лефортовском изоляторе, а живут они на базе ФСБ в Москве.
По имеющейся в настоящее время информации, все восемь предполагаемых захватчиков в возрасте от 30 до 45 лет, ростом более 180 см, имеют хорошую физическую подготовку. Двое из них представились гражданами России, постоянно проживающими в Эстонии. Один подозреваемый предъявил паспорт гражданина Эстонии и утверждает, что постоянно проживает в этой стране.
Трое подозреваемых, по предварительным данным, являются лицами без гражданства, также постоянно проживающими в Эстонии. Один гражданин Латвии указал, что именно эта страна является местом его постоянного жительства. Восьмой подозреваемый -- лицо без гражданства, местом его постоянного проживания указана Латвия.
Андрея Лунева опознали по ТВ
Между тем, по данным британской Telegraph, один из предполагаемых угонщиков, назвавшийся Андреем Луневым, без вести пропал еще три года назад. Родственники считают его утонувшим при крушении рыболовецкого судна в августе 2006 года. По их словам, человек, показанный по телевидению, внешне напоминает Лунева, возможно, постаревшего, но до конца они не уверены.
«В ходе следствия установлено, что восемь подозреваемых совершили захват гражданского судна в открытых водах, не входящих в территорию каких-либо государств. При этом подозреваемые действовали организованно, с четким распределением ролей под видом спецподразделения», -- отмечают в СКП.
Ранее сообщалось, что захват произошел в прибрежных водах Швеции, у острова Оланд, в ночь на 24 июля.
При этом СКП подчеркивает, что «операцию по освобождению российских граждан и захваченного пиратами судна представители военно-морских сил России проводили в точном соответствии с нормами международного права и конвенциями ООН от 1982 и 1958 годов, регламентирующими вопросы борьбы с пиратством».
Определенную роль в поисках сухогруза сыграли силы НАТО. Источники в Организации Североатлантического договора подтвердили, что сухогруз Arctic Sea, якобы бесследно исчезнувший в Атлантике, все время находился под наблюдением военных, однако Россия просила НАТО не вмешиваться в ситуацию, пишет влиятельная немецкая газета Süddeutschezeitung. «Судно проследовало через пролив Ла-Манш, далее через Бискайский залив. Португальская береговая охрана постоянно за ним следила», -- говорят источники. «Мы сознательно держались в стороне. В противном случае были бы большие последствия», -- приводит издание слова источника.
Кроме того, НАТО и Россия договорились, что информировать общественность о развитии ситуации вокруг сухогруза будет только российская сторона. Легенда с исчезновением судна была выдумана, пишут немецкие журналисты.
Захват Arctic Sea
Сухогруз Arctic Sea с грузом древесины стоимостью от €300 тыс. до €1,3 млн и командой из 15 граждан России вышел 22 июля из финского порта Якобстад по направлению в порт Беджайя (Алжир). В пункт назначения он должен был прибыть 4 августа.
Первая информация о захвате сухогруза появилась в шведских СМИ 30 июля. Сообщалось, что нападение было совершено в ночь на 24 июля в районе шведского острова Оланд. По данным компании-оператора, люди в черных масках и с оружием взошли на борт, сломав радиопередатчики и избив несколько членов экипажа.
18 августа сухогруз обнаружен недалеко от островов Кабо-Верде, моряками российского сторожевого корабля «Ладный» экипаж судна был освобожден. 20 августа 11 моряков, а также предполагаемые захватчики судна были доставлены в Россию самолетами ВВС России. На следующий день суд санкционировал арест подозреваемых.
По словам членов экипажа Arctic Sea, у захватчиков на одежде была надпись «Policia». В то же время сами подозреваемые называют себя «мирными экологами, арестованными по ошибке».
Судно идет в Новороссийск
Сухогруз Arctic Sea, дрейфовавший все это время у островов Зеленого Мыса, при помощи буксира Военно-морского флота России и в сопровождении сторожевого корабля «Ладный» Черноморского флота взял курс на Новороссийск, сообщил РИА «Новости» в понедельник высокопоставленный представитель портовой администрации.
«Накануне мы получили сообщение о том, что сухогруз начал движение при помощи буксира. Предварительно мы ожидаем прихода судна на середину-конец сентября», -- сообщили в администрации порта.
При этом первоначально предполагалось, что груз древесины после освобождения Arctic Sea все же будет доставлен в Алжир, однако, что дальше произойдет с ним, пока неясно. Компания-заказчик Stora Enso пока никак не комментирует передвижение сухогруза.
Финские СМИ уверены, что, если судно не будет заходить в Алжир, значит, заявленный на Arctic Sea груз был не единственным и, вероятнее всего, именно он привлек угонщиков. В следственных органах и компании-операторе информацию о наличии какого-либо другого груза опровергают.