Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

СКП: Буданов к исчезновению чеченцев не причастен

С бывшего полковника Юрия Буданова снят статус подозреваемого. На допросах в СКП он сумел доказать свое алиби: на посту у пункта Дуба-Юрт в момент похищения 18 чеченцев его не было.

Причастность бывшего полковника Юрия Буданова к исчезновению в 2000 году 18 граждан Чечни не подтвердилась. Как сообщает СКП России, в качестве подозреваемого он был дважды допрошен с участием адвоката.

На допросе Буданов рассказал, что физически не мог находиться на блокпосту, расположенном у населенного пункта Дуба-Юрт Шалинского района Чечни, в периоды времени, когда там бесследно исчезли 18 жителей Чечни. Как отмечают в СКП, показания Буданова подтверждаются материалами уголовного дела.

«В этой связи следователем вынесено постановление об отмене меры пресечения в отношении данного лица. Обвинение ему не предъявлялось. В соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства в настоящий момент Буданов подозреваемым не является», -- говорится в сообщении.

В СКП отметили, что некоторое время местонахождение Буданова было неизвестно. Поэтому в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Следствие ведет военное следственное управление объединенной группы войск СКП России. Там отметили, что вынесены постановления о проведении нескольких молекулярно-генетических судебных экспертиз. Несколько человек уже признаны потерпевшими по делу. Они, а также свидетели по делу, допрашиваются об обстоятельствах исчезновения людей.

После допросов, которые прошли в Москве, с Юрия Буданова была снята подписка о невыезде. Обвинение ему не предъявлялось. Статус подозреваемого с Буданова также снят.

Бесследное задержание

Согласно материалам дела 13 января 2000 года 18 жителей Чечни были задержаны на блокпосту, расположенном возле населенного пункта Дуба-Юрт. Оттуда они были увезены в неизвестном направлении, а позднее тела трех задержанных обнаружили на местном кладбище.

При этом, как утверждается в заявлениях жителей Чечни, задержание было произведено по приказанию Юрия Буданова, который в 2008 году условно-досрочно освободился из колонии (в 2003 году он был приговорен к десяти годам колонии строгого режима за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой).

Уголовное дело было возбуждено прокуратурой Шалинского района Чечни, однако позднее расследование было передано в военную прокуратуру, где его приостановили. Следственные действия были возобновлены только в феврале 2009 года, спустя месяц после выхода Юрия Буданова на свободу.

Как заявляют в СКП, сейчас российская сторона принимает все меры по установлению обстоятельств исчезновений граждан Чечни в период антитеррористической операции. «С учетом прошествия большого количества времени с момента имевших место событий в этой работе есть серьезные трудности. Однако специально выделенный коллектив следователей работает в данном направлении с полным напряжением и отдачей», -- заверяет СКП.

Решение было ожидаемым

«С вынесенным решением трудно согласиться, но оно было вполне ожидаемым, -- заявил Infox.ru член Совета правозащитного центра «Мемориал»  Александр Черкасов. -- Из тысячи дел, связанных с похищением людей в Чечне, до суда дошло лишь одно – дело Лапина, в чем огромная заслуга убитых Анны Политковской и Станислава Маркелова. В остальных же случаях военная прокуратура отказывается возбуждать дела со стандартной формулировкой – участие военнослужащих не доказано».

По словам правозащитника, трупы троих пропавших были найдены рядом с местом расположения полка Буданова. «Однако для следствия это не является доказательством причастности Буданова к факту похищения людей, -- утверждает Черкасов. -- Также как и показания родственников, опознавших в полковнике человека, который уводил в неизвестном направлении пропавших затем людей».

Полная версия