По итогам года Россия все-таки может стать крупнейшим авторынком в Европе, хотя окончательные продажи из-за кризиса будут меньше, чем ожидалось. Однако праздник иностранных автопроизводителей на российской улице оканчивается -- последствия кризиса все сильнее сказываются на покупательной способности россиян, а новые пошлины на иномарки могут привести к уходу с рынка ряда фирм.
В 2008 году российский рынок показывал замечательные темпы роста, по крайней мере, до осенних финансовых потрясения. В результате, по оценкам PwC, в России в этом году будет продано около 3,3 млн машин (с учетом импорта подержанных автомобилей), что выведет страну на 1-е место по продажам авто в Европе. В Германии, которая на протяжении многих лет является крупнейшим авторынком на континенте, за 11 месяцев, по данным European Automobile Manufacturers Association (EAMA), было продано 2,86 млн легковых автомобилей, пишут «Ведомости».
Впрочем, другие эксперты менее оптимистичны. Прогноз «Тройки диалог» и «Автостата» на весь 2008 год -- 2,75 млн автомобилей, Ernst & Young -- 2,7 млн машин и второе место после Германии. Впрочем, даже такие результаты являются весьма высокими. В любом случае, Россия оставляет позади и Францию с Великобританией, и другие европейские страны, и уж тем более погрузившуюся в глубины кризиса Америку.
Тучные годы
Хотя этот год и стал рекордным, продажи автомобилей в России уверенно растут на протяжении нескольких последних лет. Эксперты отмечают, что данная тенденция объясняется рядом причин. Главная из них – крайне небольшое число автомобилей в России по сравнению с западными странами, где свою машину порой имеет каждый член семьи (особенно характерен в этом отношении пример Детройта, главного города американской автопромышленности). В СССР же автомобиль был, скорее, все-таки роскошью, а не средством передвижения. Разруха 1990-х мало способствовало росту дорогостоящих покупок. Однако ситуация резко изменилась с началом роста цен на нефть и стабилизацией экономики. Важным фактором стало развитие потребительского кредитования и снижение стоимости кредитов на протяжении последних лет, когда для покупки автомобиля часто оказывалось достаточно желания и нескольких документов.
В результате Россия (а также ряд других стран Восточной Европы и бывшего СНГ, где сложилась аналогичная ситуация), стали настоящей Меккой для переживающих тяжелые времена западных автомобилестроителей. Именно на восточные рынки как на доказательство своей доходности указывали представители «детройтской тройки» -- Chrysler, Ford, General Motors, -- когда вели переговоры с правительством США о предоставлении кредита.
И все-таки -- роскошь
Однако этим счастливым временам приходит конец. С одной стороны, осенний кризис ликвидности надолго отодвинул возвращение эпохи дешевых кредитов. С другой, повышение пошлин на иномарки также приведет к повышению цен, и ряд импортеров уже заявили об этом. В частности, Ford поднимает цены на 5%, Chevrolet — на 5-8%, Mercedes-Benz — на 3,4-6,1%, Volvo — на 10-15%, Hyundai — на 7%.
Наконец, переход кризиса из финансового в реальный сектор и сопутствующие массовые увольнения и сокращения зарплат (не говоря уже о таких «страшилках» от экономических экспертов как девальвация и гиперинфляция) заставят многих забыть о покупке четырехколесного друга.
Смогут ли отечественные автопроизводители в таких условиях воспользоваться предоставленным государством шансом и решить стоящие перед отраслью проблемы остается -- большой вопрос. Впрочем, еще меньше ясности в том, как на такую ситуацию отреагируют российские потребители, привыкшие к доступности удобных иномарок и в то же время порядком отвыкшие от продукции отечественного автопрома.