Пилот Качиньского: «Если не приземлимся, меня убьют»
Польские эксперты нашли в записях переговоров пилота польского Ту-154 свидетельства оказания давления на экипаж. «Если не приземлимся, меня убьют», -- сказал командир экипажа Аркадиуш Протасюк за несколько минут до катастрофы. Расшифровка оставшихся фрагментов записи может дать ответ, кто отдал гибельное распоряжение сажать самолет при любых погодных условиях.
Незадолго до того как Ту-154 с польским президентом на борту врезался в землю, командир экипажа Аркадиуш Протасюк сказал своим коллегам: «Если не приземлимся, меня убьют». Эксперты предполагают, что угрозы летчику исходили либо от самого президента, либо от главнокомандующего ВВС генерала Анджея Бласика, сообщает польский телеканал TVN24. Точно установить это пока не удалось.
Эксперт по авиации в польском сейме Роберт Завада считает, что данная фраза может подтвердить версию о давлении на пилотов со стороны именитых пассажиров. С ним согласен и другой эксперт по вопросам авиации, Михал Фишер. Оба офицера, правда, подчеркивают, что вне контекста эта фраза вряд ли что-то докажет. «В нынешнем виде непонятно, как и при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, говорил ли пилот серьезно или это была в большей степени шутка», -- сказал Фишер. Он считает, что если удастся разобрать остаток диалога, данная фраза может стать ключевой в расследовании.
Когда Аркадиуш Протасюк сказал, что его убьют, осталось неясным. Две неопознанные фразы Аркадиуша Протасюка относятся в стенограмме расшифровки переговоров к периоду полета 10 часов 34 минуты 34 секунды, а затем к 10 часам 39 минутам и 54 секундам, за минуту и одиннадцать секунд до катастрофы. Перед этим, в 10.38 звучит еще одна непонятная фраза: «Он взбесится, если еще...», кто ее произносит, осталось неясным.
По данным газеты Wyborcza, еще за 25 минут до крушения командир экипажа сказал: «Если не получится, то это будет przechlapane» (жаргонное выражение, обозначает крах, потерю. -- Infox). Этой фразы нет в расшифровке стенограммы. Спустя еще минуту пилот говорит: «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы». После этого в кабине раздается вопрос неопознанного человека: «А если мы не сядем, тогда что?» На это Аркадиуш Протасюк отвечает: «Упадем».
Расшифровка копий записей черных ящиков проходит в Институте военной судебной медицины в Кракове. Однако представители ведомства наотрез отказываются от общения с прессой, отмечая, что информация о расшифровке новой фразы пилота попала в СМИ не из института.
«Проходной двор»
Версия о том, что к аварии привели действия президента Польши Леха Качиньского, появилась сразу после трагедии. Основанием для таких предположений стала история его полета в Грузию в августе 2008 года, когда он приказал приземляться, несмотря на возражения пилотов. Тогда Аркадиуш Протасюк был вторым пилотом. Командир экипажа отказался выполнять указание Леха Качиньского и развернул самолет до Азербайджана. После этого инцидента пилот уволился из ВВС, а депутаты направили запрос в прокуратуру с требованием возбудить против него уголовное дело. Второй пилот Аркадиуш Протасюк тогда остался в президентском полку и вскоре занял кресло командира экипажа.
После того как черные ящики оказались в руках польской стороны, свидетельств в пользу названной версии становится все больше. Уже сейчас эксперты в Кракове установили, что на протяжении последних 30 минут полета, которые регистрировали самописцы, дверь в кабину пилотов была открыта. К ним заходило гораздо больше людей, чем выяснили эксперты МАК. По словам одного из участников расшифровки записей, в кабине был «проходной двор».
Российские эксперты ранее смогли расшифровать примерно три четверти записей речевых самописцев. Зашумлены остались около 25% переговоров. Польские специалисты заявили о своем намерении выяснить, что же все-таки скрывают помехи. Но материалы их работы будут опубликованы только после ее завершения осенью 2010 года, а пока в прессу попадают отдельные фрагменты. Коллеги польского экипажа подвергли сомнению и уже расшифрованную часть стенограммы. Экипаж приземлившегося в Смоленске самолета Як-40 рассказал следствию, что российские диспетчеры якобы отдали приказ о снижении самолета на недопустимую высоту в 50 м, а не на 100 м, которые были указаны в стенограмме.
Обвинений хватает и без таинственных записей. Накануне проигравший на президентских выборах Ярослав Качиньский обвинил в катастрофе правительство страны, пожалевшее денег на новый самолет для борта № 1. Возглавляет же польский кабинет министров Дональд Туск – давний политический оппонент «правых» Качиньских.