Если Белоруссия будет срывать поставки газа в Европу, недостающий объем топлива можно прокачать через Украину. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер уже призывал не обращать внимания на угрозы Минска, но не указывал конкретных путей борьбы с ними. Минск обещает вернуть деньги за две недели. На отдельной пресс-конференции официальный представитель российского газового гиганта назвал новые цены на топливо для Белоруссии. По сравнению со вторым кварталом 2010 года в третьем они вырастут на $8.
«Газпром» в случае необходимости может переориентировать поставки газа в Европу с белорусской газотранспортной системы на украинскую, заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства, передает РИА «Новости».
«Есть возможность переориентировать потоки в случае необходимости на другие маршруты, например через ГТС Украины», -- сказал Путин, напомнив, что в год через украинскую газотранспортную систему прокачивается 105 млрд куб. м, «есть возможность прокачать и 120 млрд, и 130 млрд, и чуть больше». Но российский премьер выразил надежду, что «до этого не дойдет».
Белоруссия расплатится за две недели
Новое заявление Минска по газовому конфликту, прозвучавшее почти сразу же после выступления Путина, позволяет ожидать именно такого исхода. По словам вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, долг за российский газ будет возвращен в течение двух недель.
«Мы рассчитываем, что в течение двух недель мы найдем возможность, позаимствуем, но рассчитаемся за газ. Мы не скрываем, у нас сложно с валютой, чтобы войти в режим реального времени и оплачивать газ. Мы должны заимствовать», -- сказал Семашко.
Официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов в ответ заявил, что ждать столько компания не будет и что утром во вторник планируется рассмотреть вопрос о дальнейших действиях в отношении Белоруссии.
Он добавил, что цена газа для Белоруссии в третьем квартале текущего года составит $193-194 за 1 тыс. куб. м против $185 во втором квартале.
Газовый конфликт
На минувшей неделе «Газпром» потребовал от Белоруссии немедленно рассчитаться с долгами за газ, угрожая иначе резко сократить поставки. По утверждению компании, согласно контракту она имеет право снизить объем прокачиваемого газа на 85%. План одобрил президент Медведев.
Минск ответил контробвинениями. Представители министерства энергетики республики заявили, что за «Газпромом» тоже числится значительный долг за транзит газа. Сумма почти та же самая, что требует российская газовая компания с белорусских партнеров, -- $200 млн. Платить в такой ситуации Минск не намерен.
В «Газпроме» первое время о своем долге молчали, но уже после снижения поставок газа в понедельник признали его наличие. Куприянов в своем выступлении подчеркнул, что и в этом виноват Минск, отказывающийся принимать деньги. «Долг существует, ситуация создана тем, что белорусская сторона не позволяет его погасить, потому что не оформляет акты транзита», -- заявил Куприянов.
Когда ситуация зашла в тупик, Минск заявил, что резкое снижение поставок газа приведет к тому, что Европа недополучит обещанные объемы топлива. В субботу на петербургском международном экономическом форуме председатель правления «Газпрома» призвал не придавать этим угрозам большого значения. По его словам, есть и другие пути поставки газа. Тогда он не уточнил, какие именно.
«Укртрансгаз», дочернее предприятие «Нафтогаза», уже выразил готовность увеличить объем прокачиваемого топлива.
В январе 2009 года газовая война с Украиной оставила европейских потребителей без газа на несколько дней. Особенно тяжело пришлось жителям Восточной Европы. После этого кризиса Европа взялась за строительство трубопровода Nabucco, который должен был стать альтернативой российским «Дружбе» и готовящимся «Южному потоку» и «Северному потоку». Но за прошедшее время те проблемы с газом стали забываться, компании из ЕС уже проявляют меньший интерес к Nabucco и присоединяются к работе над российскими проектами (итальянская ENI, французские Gdf и Edf). Новый газовый кризис может напомнить западным партнерам неприятную ситуацию полуторагодичной давности. По тем же причинам угроза сокращения поставок в Европу остается для Минска серьезным аргументом в споре с «Газпромом».