В Исландии ожил второй вулкан
Британские исследователи считают, что в ближайшее время ситуация с вулканом Эйяфьятлайокудль может повториться. Резко повысился уровень магмы в исландской Катле, которая еще больше, чем ее сосед. Мир показал, что эффективно реагировать на столь масштабные природные катасрофы он не может, отмечают ученые.
Исследователи из британского центра изучения природных катастроф опасаются, что вскоре может начаться извержение исландского вулкана Катла. Он гораздо больше и мощнее, чем Эйяфьятлайокудль, из-за которого остановилось воздушное сообщение по всей Европе, говорится в докладе, результаты которого опубликованы на сайте института.
В вулкане Катла поднялся уровень магмы, а значит извержение может произойти в ближайшие несколько недель или месяцев. Результатом может стать новое облако пепла. Таяние ледников грозит для жителей острова наводнениями. По мнению исследователей, это вполне нормально -- извержения такого масштаба случаются каждые 30-40 лет, и миру следует научиться правильно реагировать на них. Просто ранее авиасообщение было значительно менее активным и эффект от катаклизмов был не столь заметным.
В преддверии нового кризиса
Извержение Эйяфьятлайокудля тоже полностью не прекратилось, хотя проходит менее активно, чем месяц назад. Точные сроки его окончания ученые называть не берутся, хотя предполагают, что ждать предстоит в лучшем случае несколько месяцев. Они не исключают возвращения к активной фазе извержения.
Значительная часть доклада посвящена анализу ситуации, сложившейся в конце апреля – начале мая. По мнению ученых, сейчас большинство стран недооценивают влияние крупных природных катастроф на глобальную экономику. Исследователи пришли к выводу, что заранее можно было предсказать извержение и его последствия, если бы велись соответствующие наблюдения. Не лучшим образом проявили себя и авиакомпании, действия которых в период кризиса были пассивными и подстраивались пол ситуацию.
На основании своих выводов сотрудники Института по изучению природных катастроф дают несколько рекомендаций. Они советуют расширить сеть научных учреждений, специально занимающихся изучением вулканической деятельности, особенно в Исландии, и влияния извержений вулканов на экономические процессы. Это же касается всех крупных природных катаклизмов. В Великобритании подобная организация уже существует (упомянутый институт), но в других странах дело обстоит хуже.
«В области предупреждения природных катастроф локального и глобального масштаба остаются серьезные недостатки», -- отметил представитель института профессор Билл Макгуайер.
Рекомендации на будущее
Ученые считают, что следует научным путем определить предельно допустимый уровень частиц пепла в воздухе, при котором полеты являются безопасными. До извержения Эйяфьятлайокудля в Великобритании были запрещены полеты при любой концентрации пепла. Позднее требования были значительно смягчены, но делалось это на опытных данных, без проведения серьезных исследований.
Авиакомпаниям и правительственным агентствам, регулирующим воздушное сообщение, рекомендуется разработать специальный план для подобной ситуации. В его рамках можно было бы разрешить работу аэропортов ночью. А в случае задержки рейсов следует отправлять самолеты только если заполнены все места.
«Коллапс авиаперевозок в Европе в результате извержения Эйяфьятлайокудля продемонстрировал проблемы взаимодействия между системами наблюдения, предостережения и оценки риска. Для наблюдения нужны более продвинутые системы слежения за уровнем пепла в атмосфере. Для оценки риска следует установить предельно допустимый уровень концентрации вещества и учесть переполненность европейских воздушных путей. Нормально сработала только система предупреждения благодаря развитым коммуникациям», -- прокомментировала итоги работы сотрудница института Карина Фернли.