Москва
2 ноября ‘24
Суббота

Пиратов отпустили в открытое море

Военные с корабля «Маршал Шапошников» отпустили пиратов, захвативших танкер «Московский университет», в свободное плавание. Судить их в России не позволяют нюансы международного законодательства, тем более что своей вины они не признают. Пока лишь США предприняли попытку рассмотреть дело морского разбойника у себя дома, но дело не продвинулось дальше обвинений.

Российские моряки отпустили пиратов, захвативших танкер «Московский университет», поскольку международное право не дает возможности их судебного преследования. Через час после того, как пиратов отпустили, их лодка исчезла с радаров. Минобороны России официально подтвердило, что пираты отпущены из-за "несовершенства международной нормативно-правовой базы", передает "Интерфакс".

Казнить нельзя, помиловать

«Пиратов, захвативших российский танкер, разоружили, сняли средства навигации, высадили за борт на надувную лодку и отправили в свободное плавание, -- рассказал РИА «Новости» источник в Минобороны подробности операции. -- К сожалению, в настоящее время юридических правил судебного преследования пиратов, действующих в районе Сомали, не существует, и таким образом, они не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства и международного права».

Недовольный таким положением вещей президент Дмитрий Медведев на встрече с министром обороны Анатолием Сердюковым сказал, что поручит МИДу и Минобороны проработать вопросы, связанные с созданием международной правовой базы для борьбы с пиратством. По словам Медведева, все знают, что это зло, и никак не могут договориться, как с ним бороться, а в результате с точки зрения правовых и политических средств «эта ситуация очень плохая». «До тех пор пока этого не будет, нам придется поступать так, как поступали наши предки, когда встречали пиратов», -- сказал Медведев.

Пираты захватили танкер на пути из Красного моря в Китай. На борту судна находится 86 тыс. т сырой нефти, принадлежащей китайской компании Unipec. Судно было освобождено в ходе молниеносной операции российских военных моряков, прибывших к месту происшествия на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников». Операция длилась всего 22 минуты.

Пираты считают себя заложниками

Сами морские разбойники не признают вины, пишет «Коммерсантъ». После задержания они заявили, что сами были пленниками сомалийских пиратов, которые под угрозой оружия заставили их идти на абордаж танкера. Предприняв несколько попыток попасть в румпельный отсек и увидев в небе вертолет, пираты, по версии задержанных, обстреляли его, а когда машина улетела, сели в один из двух катеров и тоже скрылись в неизвестном направлении, оставив на палубе оружие и средства абордажа.

Версия задержанных сейчас проверяется, причем члены команды «Московского университета» не могут ни подтвердить, ни опровергнуть ее -- никого из нападавших они вблизи не видели.

Непотопляемые пираты

Усилия международного сообщества по противодействию морским разбойникам не приносят достаточных результатов. Для этого есть несколько причин. Во-первых, международное морское законодательство недостаточно регламентирует борьбу с пиратами. В результате боевые корабли, дежурящие в акватории, стараются не прибегать к силе, если морские разбойники не оказывают сопротивления (а происходит это редко). Уничтожаются суда и плавучие базы пиратов, изымается оружие, а их самих просят перейти в безопасное место. Непосредственное военное вмешательство за прошедшие несколько лет с момента активизации пиратов имело место лишь в исключительных случаях.

Если же пиратов удается захватить, их либо передают властям одного из государств на территории Сомали, либо отпускают. Факт пиратства в международных водах доказать весьма трудно. Единственной попыткой осудить пирата за пределами Сомали стало дело Абдували Абдухадира Муза, захваченного американскими военными при освобождении судна «Маерск Алабама» в ноябре 2009 года. Процесс над ним продолжается до сих пор. Пока удалось лишь сформулировать обвинения, которые уже вызвали критику со стороны экспертов по морскому праву.

Во-вторых, пиратство обусловлено тяжелой ситуацией в самом Сомали, где фактически с начала 1990-х годов не прекращается гражданская война. Возможность наземного вмешательства обсуждалась еще около года назад, но была категорически отклонена ведущими мировыми державами.

Полная версия