Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Российское кино может стать доходным за пять лет

Борьба с пиратством, строительство кинозалов и $400-450 млн господдержки сделают отечественный кинематограф доходным к 2015 году. Таков оптимистичный сценарий чиновников. Приятные перспективы омрачает лишь то, что подобные прогнозы уже были, а перед создателями фильмов с каждым годом появляются новые преграды. Последней из них стал раскол Союза кинематографистов.

Убыточное российское кино может перестать быть таковым уже через три года, а к 2015 году вообще перестанет испытывать необходимость в господдержке. Но для этого требуется существенная помощь сегодня, пишет «Коммерсантъ».

Объем необходимых вливаний -- $400-450 млн на протяжении пяти лет. К такому выводу пришли Минэкономразвития и консалтинговая компания McKinsey, которые разработали стратегию развития отрасли, пишет газета.

Потребуется также создать ряд условий – пресечь распространение пиратских копий фильмов, увеличить количество кинозалов, сократить отчисления в пользу Российского авторского общества с 3 до 0,3%.

Сейчас при суммарном доходе одного гипотетического кинофильма в $12,2 млн чистый убыток продюсера составляет $2,8 млн, но через пять лет бокс-офис может вырасти почти до $16 млн благодаря предложенным мерам.

Национальный кинематограф многих стран существует независимо от государства и приносит прибыль продюсерам, не замахиваясь при этом на лавры Голливуда. Но для российской индустрии путь к независимости может оказаться сложнее, особенно сейчас, после недавнего раскола среди представителей профессии. Долгий конфликт между председателем Союза кинематографистов России Никитой Михалковым и рядом его членов, среди которых Александр Сокуров, Алексей Герман-младший и Эльдар Рязанов, окончился их выходом и созданием собственного объединения. Хотя пока «бунтовщиков» немного – около сотни при официальном числе членов СК примерно 4 тыс., восьмой съезд организации уже не удалось провести из-за отсутствия кворума. Он перенесен на конец мая.

Страсти подогрел выход нового фильма Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние», бюджет которого, по словам одного из оппонентов создателя картины режиссера Виталия Манского, равен годовому бюджету всего российского кино. Профинансированная государством лента получила в основном негативные отзывы критиков, но здесь уже речь идет о том, какие фильмы хотят видеть представители власти, добавляет Манский.

Возрождение российского кино идет уже не первый год. В этом потенциальных зрителей стараются убедить спонсоры очередной отечественной картины. Однако несоответствие громких обещаний реальным результатам может привести к разочарованию посетителей кинотеатров и еще более затруднит переход создателей отечественных кинолент к самоокупаемости.

Подобное несоответствие выявила и Счетная палата, проанализировавшая расходы Министерства культуры на кино за 2008-2010 годы. Как сообщало РИА «Новости», нарушения обнаружились фактически в каждом из 525 контрактов, заключенных в 2009 году на общую сумму 3,4 млрд руб., и 433 госконтрактов, заключенных в 2008 году на общую сумму 2,8 млрд руб.

Основные претензии аудиторов вызваны оказанием полной государственной поддержки без учета художественной и культурной значимости проектов и выдачей удостоверений национального фильма картинам с долей иностранных инвестиций, значительно превосходящей положенные по закону 50%.

По данным Счетной палаты, в общей сложности 28 контрактов на общую сумму порядка 464 млн руб. получили статус национальных неправомерно. Сроки сдачи фильмов постоянно переносятся, что осложняет учет выделенных государством денег.

Ситуация, по мнению аудиторов, должна улучшиться после введения новой системы оказания господдержки -- через подведомственный правительству фонд, который позволит возвращать часть потраченных государством средств за счет выручки от проката и осуществлять рефинансирование.

Полная версия