МВФ одобрил выплату Белоруссии $700 млн
Белоруссия получит $700 млн по программе stand-by от МВФ. Фонд уже рассматривает возможность возобновления этой программы, правда, при условии развития структурных экономических реформ в Белоруссии. По мере роста цен на нефть и газ Минск все сильнее дружит с Западом и все больше отворачивается от Москвы.
Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) на заседании в пятницу принял решение о завершении финального обзора программы stand-by в Белоруссии и выделении республике последних $700 млн в рамках действующей программы на $3,6 млрд, сообщила постоянный представитель МВФ в Белоруссии Наталия Колядина, передает «Интерфакс».
«Уже есть положительное решение об одобрении советом директоров МВФ финального, четвертого обзора программы stand-by и выделении Белоруссии последнего транша кредита на сумму около $700 млн», -- сказала Колядина.
Она добавила, что МВФ обсуждает с властями Белоруссии возможность реализации новой программы stand-by, которая рассчитана на три года. Колядина подчеркнула, что для принятия решения МВФ о реализации новой программы stand-by очень важным является заинтересованность властей в проведении структурных реформ. При этом она подчеркнула, что «МВФ не заинтересован в навязывании мер структурных реформ -- это должна быть заинтересованность властей». Но при этом представитель МВФ добавила, что «власти Белоруссии заинтересованы в том, чтобы у них была следующая программа с МВФ».
С распада СССР Белоруссия ориентировалась на Россию во внешней политике и международной торговле. За это же время жесткие методы правления страной Александра Лукашенко создали ему крайне отрицательный имидж на Западе. Однако рост цен на российские нефть и газ в последние годы и довольно туманные перспективы создания полноценного Союзного государства (а тем более такого, в котором партнеры будут обладать равными правами) заставляют Минск все чаще смотреть в сторону Европы. Еще в 2008 году Лукашенко освободил последних заключенных, которых на Западе считали узниками совести. В том же году Минск не стал признавать независимость Абхазии и Южной Осетии и придерживается этой позиции до сих пор.
В то же время российско-белорусские таможенные войны вспыхивают одна за другой -- только за последний год две страны ссорились вокруг пошлин на нефть и газ, электроэнергию, разрешения на ввоз в Россию молочных продуктов (по неофициальной информации, в последнем случае речь шла о контроле над рядом белорусских предприятий, на которые претендовали представители как российского, так и европейского бизнеса).
Заключение соглашения о Таможенном союзе не столько исправило ситуацию, сколько усугубило ее. Договор предполагает отмену льгот на экспорт нефти и газа. Лукашенко по этому поводу заявил, что Таможенный союз с пошлинами Белоруссии не нужен. В этот четверг Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск к России, оспаривающий правомерность взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье.
В 2009 году Лукашенко «подружился» даже с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко и в ходе ноябрьского визита вместе с ним осмотрел музей голодомора, в организации которого Киев обвиняет сталинское правительство.
Последним казусом в отношениях между Москвой и Минском стал визит премьер-министра России Владимира Путина во главе правительственной делегации в Брест, где обсуждались проблемы развития Союзного государства. Однако накануне этой встречи Лукашенко отправился с официальным визитом в Колумбию к Уго Чавесу. Там он обсуждал возможность закупок нефти для замещения российского сырья, а также помощи белорусских строителей при возведении ряда объектов инфраструктуры -- уже сейчас Минск вложил в эти действия больше средств, чем Россия.