Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Медведев удивил европейцев внешнеполитическим либерализмом

В ходе своего визита в Париж Дмитрий Медведев поддержал идею введения санкций против Ирана в случае крайней необходимости, а также выступил за диалог по вопросам общеевропейской безопасности, подчекрнув, что Россия не намерена настаивать на своем видении ситуации. Неожиданная гибкость обычно неуступчивой России удивила европейских журналистов.

Прибывший в Париж президент России Дмитрий Медведев удивил западных журналистов внешнеполитическими заявлениями либерального характера. Во-первых, он заявил, что Россия готова ввести санкции против Ирана, а во-вторых, призвал европейцев высказываться по предлагаемому Россией договору о совместной безопасности, сообщает РИА «Новости».

Медведев заявил, что допускает санкции как крайнюю меру, подчеркнув при этом, что они должны быть «умными и выверенными».

«Иран -- трудная тема, сейчас практически любые мои переговоры с европейскими коллегами, с американскими коллегами так или иначе выходят на Иран. К сожалению, за последнее время мы не продвинулись вперед -- наоборот, ситуация деградирует», -- сказал Медведев на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Франции Николя Саркози.

Причиной новых подходов к иранской проблеме может быть разлад в партнерских отношениях Москвы с Тегераном, в том числе в области ядерной энергетики. В западных СМИ неоднократно высказывались предположения, что Москва рассчитывает получить контракт на обогащение ядерного топлива для иранских АЭС, построенных при участии российских специалистов.

Такой вариант, в теории, был бы выгоден не только России. Тегеран получил бы топливо и мог бы свернуть дальнейшую программу ядерных исследований, ведь, по словам лидеров этой страны, им нужна только мирная энергетика, а не оружие. Соответственно, исчез бы повод для конфронтации с Западом. Но на прошлой неделе Ахмадинеджад преподнес всем неприятный сюрприз, выступив с заявлением о том, что его страна уже приступила к самостоятельному обогащению плутония до 20-процентного уровня.

Что касается договора об общеевропейской безопасности, то это российская инициатива, выдвинутая Россией после конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда Медведев обратил внимание, что это не первое подобное столкновение в Европе за последнее время, указав на события 1990-х годов в Югославии. По его мнению, европейское сообщество могло бы сыграть важную роль в предотвращении и разрешении подобных конфронтаций.

«Та инициатива, с которой выступила Российская Федерация, -- это не догма, мы готовы ее модернизировать, лишь бы получили адекватные возможности для обсуждения вопросов безопасности. А то, что такие вопросы в Европе существуют, всем понятно -- достаточно посмотреть на проблемы, которые возникли после распада Югославии, или на кавказский кризис 2008 года», -- сказал Медведев.

Хотя представители европейских стран идею одобрили, дальше этого дело не пошло. Российский проект Договора о европейской безопасности был опубликован на официальном сайте президента РФ 29 ноября 2009 года, а позже передан на рассмотрение европейским партнерам России.

Полная версия