NASA может отдать околоземную орбиту частникам
В NASA все громче звучат предложения о передаче части хорошо налаженных космических миссий частным компаниям. Пока те занимались бы рутинным обеспечением МКС всем необходимым, NASA могло бы приложить все средства и усилия для продвижения более передовых проектов.
Правительство США может переложить обязанности по сообщению с Международной космической станцией на плечи частных компаний. С подобным предложением выступил на заседании отдела комитета по пилотируемым космическим полетам NASA бывший исполнительный директор Boeing Co. Богдан Беймук, передает Reuters.
«Я считаю, что многие решат попытаться, у кого-то получится, у кого-то нет, но вы в любом случае создадите новую отрасль», -- заявил Беймук.
Специализированные отделы Boeing Co. уже долгое время занимаются сотрудничеством с правительством в области подготовки и обеспечения космических полетов. Представители компании имеют определенное влияние в NASA.
Приватизация космоса
Свое предложение Беймук обосновал тем, что в настоящее время до половины бюджета NASA, который составляет $18 млрд, уходит на доставку людей и грузов на МКС, в то время как эти деньги могли бы использоваться для осуществления других проектов.
«Боже, NASA даже на Луне уже побывало… Так давайте отдадим шаттлы новичкам», -- заявил он.
Проблема особенно актуальна в связи с тем, что NASA собирается сворачивать программу использования шаттлов, после того как на МКС будут доставлены все требуемые компоненты. Произойдет это уже в следующем году. В дальнейшем NASA планирует создание космического корабля, который мог бы совершать более длительные полеты, не только на МКС, но и за ее пределы. Однако данные ревизий показывают, что недостаток финансирования уже сдвинул завершение этого проекта на два года -- с 2015 на 2017.
Околоземные бизнесмены
NASA уже предпринимает шаги в направлении «приватизации» космоса, создав фонд Space Exploration Technologies (SpaceX) и Orbital Sciences Corp., финансируемые за счет частного капитала. Контракты с ними предусматривают создание космических кораблей, позволяющих осуществлять контакты с МКС.
«Приватизация» части уже хорошо освоенных космических миссий могла бы снять значительный груз с плеч NASA и помочь в набирающей темп новой космической гонке с Китаем. Однако остаются такие вопросы, как контроль за качеством коммерческого космического оборудования, а также перспективы частного капитала в этой области -- строительство космических кораблей требует значительных капиталовложений, неудача может обернуться тяжелейшими потерями, а источник дохода практически ограничен правительственным заказом. Впрочем, у России, например, уже есть опыт использования космоса в коммерческих целях -- запуск на МКС туристов.