Население Европы стремительно стареет
Население Европы вырастет к середине XXI века на 10 млн человек, однако две трети из них составят старики в возрасте более 65 лет. Среди трудоспособного населения значительная часть будет принадлежать иммигрантам.
Такую безрадостную для коренных европейцев картину рисуют не фанатики-шовинисты, а Евростат, занимающийся сбором информации в том числе и о демографических процессах. По данным исследований бюро, к 2035 году население Европы вырастет с 495 млн до 521 млн человек, а затем снова начнет снижаться. Причем за первоначальный рост будет ответственен именно приток иммигрантов. Главным фактором сокращения населения станет превышение смертности над рождаемостью. По мнению экспертов, данная тенденция утвердится уже в 2015 году. И если до 2035 года приток иммигрантов из неблагополучных стран будет компенсировать убыль, то и этот источник иссякнет с 2035 года, что приведет к постепенному спаду.
Вместе с тем снижение численности населения не будет равномерным по всей Европе. Наоборот, значительно увеличится число жителей таких стран, как Великобритания (на 25%), Кипр (66%), Ирландия (53%), Швеция (18%), Люксембург (52%). В то же время серьезные потери ждут страны Восточной Европы. Число жителей Польши сократится на 18%, Болгарии – на 28%, Румынии – на 21%, в то время как в странах Прибалтики численность населения уменьшится примерно на четверть.
В ряде случаев причины демографических изменений лежат на поверхности. С вступлением восточноевропейских стран в Евросоюз на Запад устремился значительный поток рабочих. Причем зачастую они находятся в гораздо лучшем положении, чем иммигранты из африканских стран, часто вынужденные пробираться в Европу нелегально. Поэтому в дальнейшем отток рабочей силы из Восточной Европы на Запад будет лишь расти и, в конце концов, может превысить число приезжающих в Старый Свет из стран третьего мира. Уже сейчас основную часть приезжающих в Лондон иностранных рабочих составляют поляки, туда же (а также в Германию) устремляется множество русских, хотя осесть на Западе нашим соотечественникам гораздо труднее, чем гражданам Евросоюза.
Между тем во многих странах Восточной Европы до сих пор сохраняется неблагоприятная экономическая ситуация, что вкупе с выросшими запросами населения препятствует созданию многодетных семей. Даже второй ребенок часто становится непозволительной роскошью.
Однако попытка решить демографические проблемы за счет иммиграции в долгой перспективе также может зайти в тупик. Наметившаяся в последнее время в Европе тенденция к снижению уровня жизни, особенно среди так называемого среднего класса, вместе с инфляцией, резким ростом цен на продовольствие и бензин (что ведет к повышению стоимости жизни), снижение темпов экономического роста и угроза возможной рецессии с непредсказуемыми последствиями делают Европу уже не такой привлекательной для выходцев из африканских стран, где качество жизни хоть медленно, но растет. К тому же с начала широкой миграции в Европу жителей бывших колоний и введения для них привилегированного режима въезда и получения вида на жительство в конце 1960-х годов значительная часть желающих обрести новую родину уже сделала это. Кроме того, как показывают исследования, если у иммигрантов первого поколения уровень рождаемости остается еще очень высоким, то во втором-третьем поколениях он снижается и в итоге достигает среднеевропейского.
Что касается роста населения Ирландии, то здесь важную роль может сыграть католичество, а также улучшение качества жизни (сейчас по этому показателю Ирландия отстает от европейских стран). В странах Скандинавии экономическая ситуация, наоборот, очень хорошая, что будет способствовать и въезду в страну, и решению завести второго ребенка.
Отрицательно на европейской демографии может сказаться и все набирающее силу движение «childfree», представители которого призывают не иметь детей вовсе. По их мнению, в современном мире без ребенка гораздо легче жить, развиваться и строить карьеру. Кроме того, они заявляют, что мир и так перенаселен, так что ребенок неизбежно будет жить хуже родителей. Отказываясь иметь детей, они спасают их от грядущих испытаний и мучений.
Для экономики ситуация, когда лишь треть населения находится в трудоспособном возрасте, может обернуться настоящей катастрофой, ведь тогда работающим придется содержать удалившихся на отдых пенсионеров.
Подобная демографическая картина характерна не только для Европы. В населении США к середине века, по мнению экспертов, при общем росте населения особенно вырастет доля латиноамериканцев и азиатов, в то время как количество белых англоговорящих американцев в количественном отношении уменьшится. Здесь также заметны процессы старения населения.
В России, по данным Роскомстата, процент граждан старше трудоспособного возраста на 2007 год составил 20,6% и практически не увеличился по сравнению с уровнем 2001 года (20,4%). Вместе с тем, несмотря на ряд программ правительства по поощрению рождаемости, смертность по прежнему превышает рождаемость (в 2007 году – на 477,7 тыс. человек). Высокая смертность мужчин трудоспособного возраста (значительно выше, чем женская) является, вероятно, одним из факторов замедленного (по сравнению с Европой) старения населения в России. Даже массовая иммиграция не может справиться с убылью населения, которая за последний год составила, по оценкам экспертов Роскомстата, около 200 тыс. человек.