«Ростехнологии» приобретают «Атлант-Союз»
Госкорпорация «Ростехнологии» может приобрести до 40% акций авиакомпании «Атлант-Союз». Целью сделки в «Ростехнологиях» называют участие в управлении компанией до передачи ей AirUnion.
«Возможно, корпорация приобретет пакет акций компании «Атлант-Союз» для того, чтобы участвовать в управлении этой компании», -- сообщил в среду РИА «Новости» глава госкорпорации Сергей Чемезов, добавив, что сейчас продается 40% акций.
В начале сентября «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края объявили о планах создания новой объединенной компании, в которую должен войти и «Атлант-Союз». Главным акционером компании должны были стать «Ростехнологии». Планируется, что новый авиаперевозчик объединит также пять авиакомпаний альянса AiRUnion, ГТК «Россия», компании «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток-авиа» и, по информации высокопоставленного источника в Минтрансе России, компанию «Дальавиа».
Отвечая на вопрос о том, кто может возглавить объединенную авиакомпанию, Чемезов сказал: «Пока трудно сказать, кто ее возглавит. Антикризисный штаб сейчас возглавляет Виталий Иванцев. Посмотрим, насколько он будет эффективно работать». На данный момент Иванцев занимает должность первого заместителя гендиректора аэропорта Внуково.
У компаний альянса AiRUnion – «КрасЭйр», ДАЛ, «Самары» -- до конца сентября Росавиация планирует отозвать сертификаты эксплуатантов.
Новая авиакомпания создается в целях урегулирования кризиса с авиаперевозками, который возник в России во второй половине августа из-за массовых задержек рейсов AiRUnion, связанных с долгами альянса за авиатопливо и наземные услуги в размере $800 млн. Альянс объединяет авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс».
Кризис разразился в последней трети августа. С 20--21 августа рейсы авиакомпаний, входящих в альянс, регулярно задерживались в аэропортах из-за отказа компаний расплатиться за заправку. Эти трудности были вызваны резким ростом цен на нефть и на продукты ее переработки с начала 2008 года. В результате по всей стране заложниками залов ожидания оказались тысячи человек, многим из которых пришлось провести в аэропортах более суток. Особенно тяжелая ситуация сложилась с 25 августа, когда в Домодедове вылета ожидали около 2,5 тыс. пассажиров. Чтобы успокоить их, в аэропорт даже прибыл вице-премьер Сергей Иванов. С кризисом удалось справиться лишь благодаря выделению запасов топлива из Госрезерва под ответственность «Ростехнологий».
Между тем рост цен на авиационное топливо все же не стал причиной столь резких потрясений на отечественном авиарынке, как в западных странах, где о банкротстве с начала года заявили около 25% авиаперевозчиков. Возможную, свою роль здесь сыграло пришедшееся на конец июля заявление премьера Владимира Путина о намеренном завышении российскими компаниями цен на авиатопливо и начатое вскоре после этого прокуратурой расследование, призванное разобраться в указанных завышениях цен.
Большинство граждан ощутили эти события на собственном кошельке, когда цена авиабилетов за лето выросла до заоблачных высот.
Госкорпорация «Ростехнологии» была создана на основе «Рособоронэкспорта» в ноябре 2007 года. Считается, что важную роль в ее появлении сыграл занимавший тогда пост президента России Владимир Путин, в свое время служивший вместе с Чемезовым в Германии. В дальнейшем он также продолжал поддержку корпорации, поддерживая передачу под ее контроль ряда промышленных предприятий. Среди привилегий госкорпораций – возможность заниматься любым бизнесом и право не отчитываться перед Счетной палатой. Семь госкорпораций, организованных в 2007 году (в том числе «Роснанотехнологии», Фонд реформирования ЖКХ, «Олимпстрой», «Ростехнологии» -- крупнейшая из них) должны были, по замыслу создателей, вывести Россию на уровень ведущих мировых держав.
При создании «Ростехнологиям» была передана вся собственность «Рособоронэкспорта» включая «АвтоВАЗ» и титанового гиганта «ВСМПО-Ависма». В мае при поддержке правительства «Ростехнологии» выступили в качестве соучредителя альянса «AirUnion». Тогда же рассматривался вопрос о передаче корпорации находящихся в собственности государства акций КамАЗа и УАЗа, однако в результате резких возражений Минэкономразвития, Минфина и Минпрома данный проект был направлен на дальнейшее рассмотрение.
Приобретение «Ростехнологиями» крупного пакета акций нового авиальянса приведет к дальнейшему укреплению позиций госкорпорации как в сфере авиаобслуживания, так и на рынке отечественных технологий в целом.