Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Обаме не дают мириться

Политика «перезагрузки» на мировой арене, предложенная Бараком Обамой, устраивает далеко не всех союзников США. А между тем Обама готов мириться уже не только с Россией и Ираном, но и с афганскими боевиками.

Пока в России шутят относительно символической ошибки Хиллари Клинтон со словом «перезагрузка», которое так кстати обернулось «перегрузкой», некоторые партнеры США выражают недовольство намерением администрации Барака Обамы начать отношения с Россией с чистого листа, пишет Wall Street Journal.

Старый друг лучше

Прежде всего речь идет о новых союзниках, с которыми у Америки сложились тесные отношения при Джордже Буше, -- странах Прибалтики, Украине, Грузии, Польше. Недовольны и те арабские государства, что традиционно поддерживали США на Ближнем Востоке. Иран в качестве «нового друга» устраивает немногих.

«Я думаю, что многие раздражены тем, что НАТО и Запад так и не смогли донести до России, что действия в Грузии были неприемлемыми. Отношения между Россией и НАТО были восстановлены без предъявления России каких-либо условий», -- считает директор исследовательского центра оборонительных исследований Эстонии Кадри Лиик.

Некоторые аналитики также полагают, что «перезагрузка» отношений с Россией также может сказаться на поддержке США Грузии и Украины, в том числе и планов этих стран по вступлению в НАТО. Обама пока не обозначил свою позицию по этому вопросу, однако многие политики в Восточной Европе настроены пессимистически. «Украина не присоединится к НАТО в ближайшее время, отсрочка соответствующих планов на неопределенный срок будет тревожным знаком», -- считает бывший министр обороны Польши Януш Онишкевич.

Иранский вопрос

Также Wall Street Journal отмечает, что хотя обе стороны выразили желание всячески развивать сотрудничество, Лавров не пошел навстречу Клинтон в вопросе поставок С-300 в Иран. По данным источника в Белом доме, продажа Ирану противоракетного комплекса была одной из главных тем на встрече министров. Обама ранее дал сигнал, что отказ от сделки мог бы смягчить его позицию по размещению ПРО в Восточной Европе.

«Нынешняя дипломатическая стратегия рискована даже при международной поддержке. Нельзя допустить, чтобы ее истолковали как знак слабости или поощрение ядерной программы Ирана», -- отметил представитель Белого дома.

Политика примирения с шиитским Ираном, о которой не раз говорил Обама, вызывает опасения у старых партнеров США на Ближнем Востоке, причем как у Израиля, так и у арабов. Даже если Америка добьется отказа от ядерной программы, ценой могут стать уступки относительно сфер влияния в Ираке и Ливане.

Мир с талибами

А между тем примиренческая политика Обамы выходит уже на новые рубежи. В интервью New York Times президент США не исключил соглашения с умеренными элементами из числа афганских боевиков и талибов. По его мнению, в результате можно будет расколоть «Талибан». «Достичь мира в Ираке удалось отчасти в результате примирения с умеренными инсургентами. Такая стратегия может сработать и в Афганистане», -- отметил Обама.

С аналогичными предложениями ранее уже выступали лидеры Афганистана Хамид Карзай и Пакистана Асиф Али Зардари. Однако ранее они не получили поддержки со стороны американской администрации.

Обама также признал, что несмотря на усилия американских военных, «ситуация в Афганистане ухудшается».

Подобные заявления могут быть весьма неоднозначно встречены в армии, которая ранее уже без особого энтузиазма восприняла ускоренный вывод войск из Ирака.

Полная версия