Вынести нельзя оставить. Почему 100 лет не хоронят Ленина — и надо ли?
Каждая личность, оставившая заметный вклад в историю, всегда вызывает дискуссии и имеет преданных сторонников и критиков.
Более века назад в Москве прошли похороны Владимира Ленина — точнее, его мумифицированное тело было помещено в мавзолей в гробу с прозрачными панелями. С тех пор в обществе продолжаются споры: является ли вождь пролетариата на Красной площади неизменным историческим символом или же это реликт из прошлого? Пришло ли время погребсти останки лидера русской революции? Эти и многие другие вопросы обсуждали на 360.ru
Вопрос Путину о захоронении Ленина
На итоговой пресс-конференции 2024 года журналистка телеканала «Спас» предложила Владимиру Путину захоронить тело основателя Российской социал-демократической рабочей партии.
«Когда-то, наверное, общество к этому подойдет. Но особенно сегодня в России мы не должны предпринимать ни одного шага, который бы раскалывал наше общество», — отметил президент.
Как и почему Ленин оказался в мавзолее
Существует по меньшей мере две точки зрения на первоначальное решение сохранить тело Владимира Ленина. Определить, какая из них является официальной, довольно сложно.
Согласно первой версии, решение о бальзамировании вождя мирового пролетариата было принято лишь после его кончины. Это объясняется тем, что с ним хотели проститься огромное количество людей из разных уголков Советского Союза.
Существует и альтернативная версия данного сюжета: Иосиф Сталин еще до кончины Владимира Ленина, в осенний период 1923 года, поднял вопрос о будущем увековечивании памяти вождя на обсуждение среди членов Политбюро — Троцкого, Бухарина, Калинина, Каменева и Рыкова. Как свидетельствуют очевидцы, Сталин настаивал на бальзамировании, а многие участники дебатов отнеслись к этой идее, мягко говоря, с недоверием.
История создания Мавзолея Ленина
После кончины тело Ленина было забальзамировано; первоначальная процедура, рассчитанная на шесть дней, была выполнена академиком Алексеем Абрикосовым. В это время архитектор Алексей Щусев работал над созданием первого мавзолея на Красной площади — деревянной конструкции, которая уже напоминала ступенчатую пирамиду с единственной надписью «Ленин».
Дальнейшее бальзамирование тела вождя революции, продлившееся 40 дней, осуществили профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский.
Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина был открыт в 1930 году. С тех пор и вплоть до распада Советского Союза это здание оставалось значимым элементом.
Ленин в мавзолее: бессмертие вождя
Режиссер и креативный продюсер канала «Звезда» Владимир Шуванников поделился мнением о том, что современные россияне сталкиваются с непростой задачей: какую систему нравственных ценностей использовать для оценки захоронения Владимира Ленина? Следует ли руководствоваться христианскими или атеистическими принципами? И кто имеет право определять, что является неотъемлемой частью истории, а что — лишь пережитком давних времен?
«Мне кажется, что даже у многих атеистов возникали вопросы, нет ли кощунства в самом акте препарирования человеческого тела и выставления его напоказ. И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — отметил Шуванников в интервью 360.ru.
Режиссёр считает, что российские власти действуют, в отличие от многих активистов, разумно, оставляя вопрос о пребывании Ленина в мавзолее без изменений. Это позволяет России избежать ненужных конфликтов в обществе.
«В 20-е годы с помощью бальзамирования Ленина атеистическая наука бросила вызов религии: вы мечтаете о бессмертии души, а мы покажем вам бессмертие физического тела. В какой-то мере эта задача выполнена: для многих людей фигура Ленина стала заменой святым или святой фигурой. Любые попытки изменить этот статус-кво, убрать тело из мавзолея будут восприниматься как покушение на нечто святое», — пояснил Шуванников.
Тем не менее, как отметил собеседник 360.ru, похоронив тело одного из самых противоречивых и вместе с тем значимых деятелей в истории страны, граждане России прежде всего исполнят желания самого Ленина и его супруги.
Современники вспоминали, что Надежда Крупская после похорон своего мужа в мавзолее больше никогда там не появлялась
Почему не надо хоронить Ленина
Депутат Государственной думы и писатель Анатолий Вассерман в интервью 360.ru обсудил как личность Владимира Ленина, так и вопрос его останков в контексте политики.
Он подчеркнул, что современная Россия продолжает испытывать последствия решений лидера мирового пролетариата, с которыми ей приходится считаться. В частности, речь идет о его указе, предоставившем национальным республикам Советского Союза право на самостоятельный выход из состава государства.
«Но были и, безусловно, положительные последствия. Скажем, сама структура социалистического государства в значительной степени была создана им, а эта структура повлияла на весь мир. Собственно, то, что мы сейчас называем социальным государством, появилось в противовес государству социалистическому, чтобы показать, что в условиях рынка возможно достижение некоторых социальных благ», — отметил депутат.
Уровень, масштаб и значение Ленина, его действия в контексте, когда не было возможности выбирать между хорошими и плохими решениями, а приходилось адаптироваться к объективной реальности, превратили Владимира Ильича в культовую личность, добавил Вассерман. И относиться к таким личностям нужно с уважением.
«Лично я против перезахоронения Ленина. Во-первых, негоже вычеркивать какие-то периоды из исторической памяти. Во-вторых, вообще не люблю необратимые действия. Если мы его перезахороним, то не сможем тело восстановить, когда в очередной раз оценим деятельность политика под другим углом. Исторически значимые действия крайне редко бывают однозначно хороши или однозначно плохи. Как и мы все бываем крайне редко однозначно хороши или однозначно плохи. И если пытаемся оценивать историческую личность на основе наших актуальных колебаний, тем самым даем право другим судить нас самих самым наистрожайшим образом», — подытожил Вассерман.
Какие еще мировые лидеры покоятся в мавзолее?
Эксперт Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко, размышляя о древних традициях сохранения тел значимых политических личностей, отметил, что в настоящее время этот опыт становится важен с научной перспективы.
Не каждая страна имела попытки сохранить тело исторической фигуры на протяжении ста лет.
Тем не менее, существуют и другие схожие примеры. В частности, нужно упомянуть более грандиозный мавзолей — усыпальницу Мустафы Кемаля Ататюрка, которая, несмотря на заметную исламизацию Турции, бережно сохраняется как зеница ока.
«Мавзолей „отца турок“ стоит в огромном парке, со множеством зданий, памятников, почетным караулом. Насколько актуально при нынешнем правлении Эрдогана наследие Ататюрка для современной Турции? Насколько корректно соотносить значение и роль Ататюрка для современной Турции с ролью Владимира Ильича Ленина для современной России? Никто даже не заикается о захоронении этого лидера, хотя Ататюрк поддерживал светскую Турцию, против которой сейчас выступают многие», — отметил Бондаренко.
По мнению политолога, российскому обществу, которое наполнено множеством противоречий, не хватает трезвого взгляда на свою обширную и разнообразную историческую наследию. Для достижения этого взгляда Бондаренко предложил уравновесить восприятие исторической памяти.
«Надо думать не о перезахоронении тела Ленина или закрытии мавзолея. Давайте будем ставить памятники лидерам белого движения — Антону Деникину, Петру Врангелю, много кому еще из заслуженных деятелей. Когда у нас будет с одной стороны Мавзолей Ленина, а с другой — памятник Врангелю, тогда и придем как нация к искомому национальному согласию по многим историческим моментам», — уверен эксперт.
Мавзолей и Ленин в нем как непрерывность истории России
Политолог и заместитель директора Центра геополитических исследований Наталья Макеева обратила внимание на беспокоящую тенденцию: в последние годы на торжествах, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, мавзолей Владимира Ленина закрывают большими декорациями. Ранее именно эта трибуна привлекала основное политическое внимание.
«Нам его совершенно нечего стыдиться, с его трибуны выступали великие люди. В силу непрерывности русской истории мавзолей стал ее частью. Один политический проект не должен отменять другой. Даже большевики со всей их озверелостью, особенно в самом начале, когда существовал левый перегиб, не пытались отменить все памятники Российской империи. Памятники тех времен были сохранены, пусть и несколько в другом виде», — отметила Макеева.
Она акцентировала внимание на том, что мавзолей не следует закрывать — это действительно часть нашей истории, и над ним написано «Ленин». Так и должно быть.
Геополитическая опасность перезахоронения Ленина
Хотя Наталья Макеева отметила, что рано или поздно следует предать тело вождя мирового пролетариата земле, она акцентировала, что в настоящее время у России есть все основания считать эту идею нежелательной.
«На сегодня захоронение Ленина вызовет духовный подъем у малоприятной и малочисленной, но гиперактивной категории людей — у либералов. Они относятся к советскому проекту с лютой идеологической ненавистью, эти люди делали все, чтобы Советский Союз рухнул, а их потомки чаще всего говорят о захоронении тела Ленина. Это будет на руку только им», — считает политолог.
Напротив, страны, с которыми СССР наладил тесные связи и который стал важным союзником для значительной части мира, могут негативно отреагировать на предложение о захоронении Ленина. Политолог утверждает, что это может негативно сказаться на России, которая уже начинает занимать позицию крупного центра силы в многополярном мире.
«Многие наши друзья в этом случае от нас отвернутся. Для какого-нибудь кубинца, ангольца, никарагуанца мы до сих пор что-то вроде Советского Союза. Они приезжают к нам, смотрят, видят некие советские символы, которые рушить не надо, — гербы, красные звезды. Пускай они будут», — подытожила Макеева.