Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

17:44
Москва
21 ноября ‘24, Четверг

Представлен неизвестный нижегородский проект архитектора Шехтеля

Опубликовано

Выставка «Федор Шехтель: незнакомый нижегородский проект великого архитектора»
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Выставка «Федор Шехтель: незнакомый нижегородский проект великого архитектора» была официально открыта в НГХМ Русское искусство.

Мероприятие проводится в рамках Фестиваля графики на Музейной набережной и приурочено к 165-летию со дня рождения Федора Шехтеля, основоположника русского модерна. Он работал над несколькими проектами в Нижнем Новгороде.

Три из них были воплощены в жизнь и сегодня украшают наш город: торговый дом С.М. Рукавишникова, здание банка С.М. Рукавишникова и городской концертный зал (бывший кинотеатр «Палас», ныне известный как «Орленок»).

Также Шехтель участвовал в оформлении витрин павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, но, к сожалению, эти работы не сохранились до наших дней.

Мало кто из специалистов осведомлен о том, что у жителей Нижнего Новгорода была реальная перспектива получить уникальное сооружение и заведение, не имеющее аналогов. Речь идет о Нижегородском губернском земском музее (НГЗМ), задумка которого возникла в честь трёхсотлетия правления Дома Романовых.

Ирина Миронова, заместитель генерального директора по научной работе Нижегородского государственного художественного музея, отметила, что эта выставка является необычной для НГХМ, поскольку демонстрирует неосуществленный проект академика архитектуры Шехтеля. В коллекциях музея хранится эскизный проект НГЗМ, включающий 53 листа архитектурной графики: чертежи, разрезы, планы и рисунки, объединенные в уникальную папку. Большинство из них выставляется впервые.

В записях создателя и на страницах обнаруживаются различные названия музея, а также единственная дата — 12 апреля 1914 года — момент завершения работы над концепцией. Это время предшествовало Первой мировой войне, что и объясняет, почему проект остался нереализованным. Военные действия начались, и все запланированные инициативы были приостановлены, отметила куратор выставки Ирина Миронова.

Двухуровневое строение музея, выполненное в традициях «псковско-новгородского стиля», должно было расположиться на угловом участке, образованном Верхневолжской набережной и Больничной улицей (в наши дни — улица Нестерова). Его главная цель — «сохранить память о деятельности земства», демонстрируя все ключевые направления работы местного самоуправления, включая кустарную промышленность, медицинское обслуживание, народное образование, страхование, статистику и прочее. Там же планировалось разместить выставку действующего естественно-исторического музея.

В данном здании предполагалось проводить земские собрания, для чего был предусмотрен специальный зал, в котором разместят две картины, интегрированные в деревянные панели стен — портреты основателя династии Романовых, царя Михаила Федоровича, и последнего императора — Николая II.

Первым залом кустарного отдела музея должен был стать одно из самых примечательных помещений. Зал должен был быть квадратной формы с перекрытием в виде крестового свода. Планировалось оформление потолка и стен в стиле «кремлевских палат», а в центре плафона разместить изображение солнца и луны, окруженных знаками зодиака. Свод в этом зале предполагал сходство с храмовым куполом. Скорее всего, кустарный отдел играл ключевую роль в структуре музея, учитывая важность местных ремесел.

Специалистами выставки была создана трехмерная модель, которая иллюстрирует возможный внешний вид здания НГЗМ. Применение современных технологий дополненной реальности дало возможность сформировать фотопанораму Верхневолжской набережной, интегрировав в неё виртуальный образ неосуществленного произведения Шехтеля. В некоторых случаях удалось осуществить реконструкцию отдельных элементов в уменьшенном масштабе.

Лоси угостились солью под камерой
Реклама