Новый вид мошенничества: как отличить поддельные квитанции за ЖКУ от настоящих
Плата за коммунальные услуги - непременная составляющая расходов в бюджете практически любой российской семьи. Чем и спешат воспользоваться мошенники.
В статье РИАМО обсуждается, как различить настоящие платежные документы и фальшивки и что предпринять, если вы уже случайно перевели средства злоумышленникам.
Цель мошенников - выманить деньги у граждан, и они изобретают все новые и новые способы сделать это, в том числе с использованием современных технологий.
Мошенники могут выдавать себя за работников банков, правоохранительных органов или социальных служб, звонить якобы из ЕМИАС или с «Госуслуг» – любыми способами и разными схемами вводят людей в заблуждение.
В новой схеме мошенники совершают звонки от имени Мосэнергосбыта с настойчивыми требованиями оплатить долг и установить программу для передачи показаний; они могут использовать видеосвязь в соцсетях с логотипами компании и присылать СМС-сообщения. Кроме того, злоумышленники отправляют поддельные платежные квитанции, и, оплачивая такие документы, владельцы жилья фактически передают свои деньги преступникам.
Фальшивый документ мошенники могут положить в почтовый ящик, а оригинал выкрасть, или он может прийти позже.
Более того, QR-код на бланке может вести на сайт, при переходе по которому пользователь рискует заразить устройство вредоносным ПО, которое получит доступ к приложениям банков и «Госуслуг». Поэтому очень важно уметь распознавать подделки и не спешить производить оплату долгов по первым поступившим звонкам. Все необходимо тщательно проверить, и даже если вы знаете о наличии долга, сначала стоит успокоиться, всё обдумать и перепроверить информацию. И обязательно научиться отличать подлинные квитанции от поддельных.
- Важно уделить внимание названию и содержанию квитанции. Название организации может немного отличаться от названия реальной компании, а также могут различаться шрифт, размер и цвет – любые несоответствия или изменения должны вызвать подозрения.
- Необходимо проверить реквизиты и описание предоставленных услуг. Тщательно сверять все суммы при осуществлении платежа. В любом банковском приложении можно установить регулярные платежи и получать счета напрямую из банка.
- Рекомендуется контролировать размер начислений и вести учет своих платежей за ЖКУ, а при любых расхождениях обращаться непосредственно к представителям управляющей компании или МосОблЕИРЦ.
- Имейте в виду, что на оранжевых уведомлениях о долгах от МосОблЕИРЦ можно найти телефоны для уточнения суммы, периода и способа погашения задолженности: 8-936-501-7309, 8-919-992-38-28. Также вы можете проверить наличие и сумму долга через контактный центр по номеру 8(499)444-01-00, а также в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении «МосОблЕИРЦ Онлайн».
Кроме того, представителями МосОблЕИРЦ было указано, что в октябре уведомления о задолженности получат те жильцы, которые не осуществляли оплаты за коммунальные услуги более трех месяцев и чья задолженность превышает 10 тысяч рублей. В уведомлениях сумма долга указана с учетом текущих начислений, однако без долгов за газ и электроэнергию, если житель получает отдельные квитанции от Мосэнергосбыта.
Если вы уже осуществили оплату подложной квитанции и осознали, что деньги были переведены мошенникам, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы. В вашем заявлении важно четко изложить все обстоятельства платежа, его сумму и приложить чеки и скриншоты (если они имеются).