Речной флот Югры готовится к завершению навигации
Осталось совсем немного времени до завершения навигации в Ханты-Мансийском АО.
Речной транспорт играет важную роль в обеспечении доступности отдаленных территорий.
С момента ее открытия до середины сентября «Северречфлот» перевез почти 283 000 пассажиров по 37 направлениям в Югре и на Ямале. Эти маршруты имеют социальное значение, и зачастую летом жители удаленных поселков не имеют другой альтернативы, кроме как пользоваться водным транспортом.
Самый протяженный маршрут на северных реках, который обслуживают суда «Северречфлота», – это «Березово – Салехард – Мужи». Этот путь связывает Югру и Ямал и насчитывает 597 км. Каждый год теплоход на подводных крыльях «Метеор» перевозит по этому маршруту более 25 000 пассажиров.
Кратчайший маршрут протяженностью 12 км (путешествие занимает 25 минут) ежедневно обслуживает теплоход «Линда» на внутрирайонном маршруте Октябрьского района: «Октябрьское – Большой Камень». По этому направлению ежегодно проходит примерно 1 500 пассажиров.
По водным артериям Югры и Ямала курсирует 38 пассажирских судов «Северречфлота» разных типов.
Генеральный директор главного речного оператора в северных регионах страны Айрат Чумарин отмечает, что в 2024 году высокий уровень воды повлиял на работу судов как положительно, так и отрицательно. Негативные аспекты проявлялись в том, что берега, а также подъездные пути к причалам оказались затоплены. Поэтому в начале навигационного сезона пришлось активно взаимодействовать с местными администрациями, чтобы вместе создать комфортные условия для жителей, чтобы они могли без проблем добраться до пассажирских причалов, рассказал Айрат Чумарин.
Зато на ряде маршрутов удалось увеличить срок работы. Например, маршрут «Березово – Сосьва», который планировалось закрыть 4 августа, был фактически завершен только 15 сентября благодаря высокому уровню воды в реке северная Сосьва, что позволило продлить его более чем на месяц.
В прошлом году для перевозки пассажиров по маршруту «Сургут – Угут» с августа использовался мелкосидящий теплоход «Заря», а в этом году на протяжении всего сезона курсирует судно «Линда», – объясняет Айрат Раисович.
Следует отметить, что АО «Северречфлот», начиная с 1998 года, обеспечивает судоходство в Югре и регулярно получает статус лучшей судоходной компании страны. Жизнедеятельность множества небольших населенных пунктов округа во многом зависит от навигации, так как некоторые товары и строительные материалы можно доставить только по рекам.
Устаревшие суда «Северречфлот» постепенно заменяются современными. За последние пять лет при поддержке правительства Югры в эксплуатации появились «новые». Два современных скоростных пассажирских судна «Валдай 45Р» перевозят жителей Югры по маршрутам: «Ханты-Мансийск – Сургут – Банный» и «Ханты-Мансийск – Нялино»; два «Метеора 120Р» – «Ханты-Мансийск – Урманный», «Приобье – Березово – Нижние Нарыкары».
В сентябре минувшего года в Югру поступило два новых теплохода «Метеор-2020». Это суда нового поколения, способные вмещать более 120 пассажиров, их максимальная скорость составляет 75 км/ч. Двигатель работает тихо и является экологически чистым. Салон корабля отличается шириной, в нем предусмотрены комфортабельные кресла, багажные отделения и закрытые полки для ручной клади. Теплоход оснащен условиями для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, а также специальными местами и оборудованием для матерей с маленькими детьми. Таким образом, пассажиры на маршруте «Ханты-Мансийск – Березово» могут наслаждаться длинным путешествием протяженностью 568 км в полном комфорте.