Ян Чеботарев считает, что организация плебисцита там практически невозможна.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал заявление президента Южной Осетии Анатолия Бибилова о проведении консультаций по вопросу присоединения республики к России. По его словам, никаких юридических действий в этом направлении не предпринималось.
Юрист Ян Чеботарев прокомментировал для Infox намерения властей Южной Осетии. По его словам, они являются правомочными, но это не значит, что с отечественной стороны будут какие-то ответные действия.
«На само деле, никто не мешает населению любого сопредельного государства, любой сопредельной республики провести референдум и выразить свое желание, любое. Войти, например, в состав Российской Федерации, Белоруссии, хоть присоединиться к Соединенным Штатам Америки. Другое дело, какое решение будут принимать наши власти. Это я не возьмусь комментировать. Я не исключаю, что в в данном случае российские депутаты будут поступать так, как было в случае с Крымом. Последствия для страны, на мой взгляд, в этом случае будут далеко не самыми хорошими. Отношения с Грузией обострятся еще больше», — говорит эксперт.
Высказался он и по поводу самого механизма проведения плебисцита. Юрист подчеркнул, что при таких процедурах важна их легитимность.
«Когда проводятся любые референдумы, которые каким-то образом ставят под вопрос нарушение целостности любого государства, как, например, референдум, который проводится в Великобритании в части независимости Шотландии, как референдум в Испании, который проводился по поводу независимости Каталонии, огромное правовое значение имеет легальность этого референдума. То есть насколько процедура волеизъявления граждан соблюдена, насколько это волеизъявление действительно является волей народа. Легитимность такого референдума определяется в том числе и наличием международных наблюдателей. Такого рода референдумы занимают огромное количество времени. Поэтому я с большим скепсисом отношусь к тому, что власти Южной Осетии смогут организовать и провести легальный референдум, который не оставит никаких сомнений в том, что это действительно является волеизъявлением граждан», — заключил Ян Чеботарев.