Москва
3 января ‘25
Пятница

Можно, но не стоит: почему нужно прекратить пытаться сдерживать цены

Государство продолжает свою работу над системой сдержек и противовесов,.

Конечная цель системы — фиксация цен на продукты питания. Курацией данного вопроса занимаются Минсельхохз и Минпромторг. В этот раз чиновники решили обратить свой взор на логистов и вспомнили, что перевозка товаров выросла в цене течение прошлого года выросла на 30%.

Повышение обусловлено ростом цен на бензин и сужением рынка труда — водителей не хватает. Минтранс работает над решением проблемы, но принесет ли этот труд плоды, говорить пока преждевременно. В ФАС подтвердили, что ценообразование цен на рынке происходит рыночными способами, то есть на усмотрение самого бизнеса, однако оговорились, что процесс должен быть прогнозируемым и желательно контролируемым.

Депутат Государственной думы Евгений Федоров в разговоре с корреспондентом Infox выразил недоумение относительно того, как органы исполнительной власти намерены внедрять подобного рода механизм. По его мнению, регулирование может дать положительный эффект только на очень ограниченном временном отрезке. И только при условии, что у игроков рынка будет понимание того, что рентабельность их дела останется на прежнем уровне. В противном же случае логистичекий рынок ждет серьезный кризис.

«Мне вообще интересно, как можно отрегулировать положения данного предложения, если оно обретет статус проекта закона. Проблема в этом случае будет заключаться непосредственно в правоприменении. Установить жесткие тарифы можно, но те же перевозчики просто откажутся работать на рынке. Установка жестких тарифов предусматривается рыночной экономикой не более чем на три месяца. Причем я говорю не столько с точки зрения формальных условий, сколько с точки зрения реального бизнеса. То есть если человек и бизнес понимает, что он терпит определенный тариф или ограничения временно, то он готов терпеть порядка трех месяцев. Если же появляется осознание, что это надолго, то предприниматель просто уходит с рынка и выводит свои капиталы из этого бизнеса. В результате перевозки резко повышаются в цене. Что в свою очередь приведет либо к росту цен, либо к перебоям с поставками. Это касается не только логистики, но и всего остального. Так что это довольно рискованная вещь. И я не очень понимаю, как она будет реализовываться», — рассуждает член нижней палаты российского парламента.

По его мнению, единственным выходом из сложившейся ситуации является развитие внутреннего рынка грузоперевозок. Только в этом случае законы экономики могут найти свое отражение в практическом применении.

«Регулирование цен в рыночной экономке осуществляется не через механизм назначения цены, он зиждется на принципе антимонополизма, ухода от монополии. Если на рынке работает десяток организаций, то их конкуренция друг с другом приведет к снижению цен. А назначение цен у условиях рыночной экономики попросту бессмысленно», — подытожил Евгений Федоров.

С ним согласен финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев. Ученый говорит, что искусственное сдерживание рынка провоцирует дополнительные расходы на сам процесс сдерживания. Который оплатить в результате будет вынужден конечный потребитель.

Полная версия