Платежеспособность никак не коррелирует с возможностью перечислять денежные средства контрагентам.
Вероятность того, что Россия перестанет быть частью единой системы международных расчетов, существует. Периодически напоминания об этом звучат из уст дипломатов, как напоминание о том, что экономика есть продолжение политики. Хотя на самом деле, если верить классикам экономической мысли, ситуация ровно обратная: именно на основе состояния казны выстраивается внешняя линия обороны.
Недавно вновь имела место словесная интервенция, что Россию могут лишить возможности перечислять деньги своим контрагентам привычными для страны способами. Новость никого не удивила, поскольку никаких действий для реализации данного сценария не предпринималось, но. Задуматься пришлось. Действительно ли РФ может лишиться столь удобного инструмента?
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев в беседе с корреспондентом Infox отметил, что в современном мире любому способу расчетов есть альтернативы.
«Я думаю, вероятность реализации подобного сценария, мягко скажем, не сильно высока. Полагаю, что расчеты в данных условиях пойдут через корреспондентские счета. Даже если мы не сможет работать с долларом, то никто не отнимет у нас возможность работать с юанем и евро», — говорит экономист.
При этом эксперт допустил, что некие издержки все же будут иметь место, однако они будут носить скорее чисто технический характер. Но существуют и риски, которые, правда, носят скорее комичый или даже комический характер. Использовать их в качестве некоей метафоры было бы неправильно хотя бы потому, что это в существующих реалиях данное действие противоречило бы законам рынка.
«Например, мы поставим нефть тому или иному государству, а страна вдруг решит не платить по условиям документа, который оплату предусматривает… Ну, что тут можно сказать? Если рассуждать филисофски, когда-то и системы SWIFT не существовало», —напоминаетспикер.
В заключение экономист напомнил, что Россия невольно обезопасила себя площадью собственной территории и теми ресурсами, которые залегают в недрах. В перспективе найти более выгодного партнера представляется маловозможным.
«Я думаю, что сам факт того, что треть топливного баланса Евросоюза принадлежит России, я имею в виду «Газпром», — заменить его попросту нечем. На это не способны ни Катар, ни Азербайджан. Теоретически можно связать объем СПГ из Азии, но это спровоцирует серьезный мировой скачок цен, что приведет к серьезному экономическому кризису», — подытожил Александр Разуваев.