Эксперт заявил, что Россия перестала быть страной водки
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заявил, что Россию пора перестать считать страной водки: статистика показывает, что этот напиток не является самым популярным.
Лидирующая позиция среди алкогольных напитков, согласно статистике, принадлежит не водке, как традиционно принято считать, а пиву. Годовой объем потребления алкогольных напитков в России составляет 12 млрд литров, 8 из них занимает пиво и пивная продукция.
По словам Дробиза, миф о водке прочно засел в массовом сознании, хотя давно не соответствует реальным предпочтениям россиян. Он рассказал о том, что производство пива в России стало активно развиваться в 1995 году, когда на российский рынок впервые вышли зарубежные компании. Через 12 лет они контролировали порядка 92% рынка. К этому моменту объемы потребления хмельного напитка в России выросли более чем в 5 раз.
Средний объем годового потребления пива в 2007 году составлял 81 литр на одного россиянина, что существенно превышало показатели времен СССР и было на треть больше уровня, который фиксировался в середине 90-х годов.
По словам руководителя ЦИФРА за заметным подъемом потребления последовал спад, который специалисты связывают с демографической ситуацией начала 90-х: в это время рождаемость в стране была очень низкой, соответственно, число потенциальных потребителе пива просело в момент достижения рожденными в период с 1990 до 2002 год совершеннолетия.
В настоящее время падения пивного рынка приостановилось, но о росте, по словам специалистов, говорить не приходится. Ситуацию скорее можно охарактеризовать как стабилизацию. Сейчас уровень потребления пива в России составляет 50 литров в год на душу населения.
Если оценивать спрос на алкогольные напитки в разрезе январских праздников, по по статистике 55% всех приобретенных бутылок составляют пивные. На водку приходится 20% от общего числа, еще 10% составляет вино, 6% - коньяк. Продажи пива традиционно растут по пятницам и достигают максимума на выходных.
Эксперты отмечают, что пиво не рассматривают как праздничный напиток, поэтому по статистике его продажи в преддверии праздников растут не так заметно, как более благородных спиртных напитков.
Объем производства пива в России остается довольно стабильным: в 2022 году в стране было изготовлено 802,5 млн декалитров хмельного напитка. Продажи пива выросли всего на 0,5% по сравнение с годом ранее. Для сравнения - производство водки в России в прошлом году находилось на отметке в 76,2 млн декалитров.