Эксперты спрогнозировали развитие туристического рынка в 2023 году
Отмена коронавирусных ограничений позитивно сказалась на состоянии мировой туристической отрасли. Однако изменения геополитической ситуации в 2022 году отразились на ней не лучшим образом. Тем не менее эксперты делают прогнозы относительно развития туризма в будущем году.
Прогнозы Economist Intelligence Unit (EIU) предполагают, что рост туристического рынка в следующем году составит 30%. Однако на фоне взрывного роста в 2022 году, когда в большинстве стран туризм показал динамику в 60%, эта цифра не кажется такой уж солидной.
Тем не менее с учетом сложной геополитической обстановки, роста инфляции, изменения транспортных цепочек рост в 30% можно считать весьма оптимистичным прогнозом.
Сдерживающими факторами будут работать конфликт на Украине, транспортные ограничения и очередной всплеск COVID-19 в Китае. Последний кроме прочего заметно снижает число туристов из Поднебесной в мире. Обычно доля китайцев довольно высока (до 10% всех туристов в мире), но в связи с коронавирусными ограничениями, которые, вероятно, продлятся до середины 2023 года, рассчитывать на приток туристов из этой страны не приходится.
Снижения трафика туристов из Китая наиболее заметно отразится на странах Азиатско-Тихоокеанского региона, однако и Европа ощутит недостаток в путешественниках из этой страны. Ограничения скажутся и на внутреннем туризме Китая: жесткие запреты на перемещения не позволят местным туристам совершать привычные путешествия. Это может негативно отразиться на ВВП страны: по прогнозам в 2023 году он составит лишь 4,7%, что для такой бурно развивающейся экономики как китайская равносильно рецессии.
Повлияет на скорость восстановления туристического рынка и инфляция. Рост цен привел к тому, что кафе и рестораны вынуждены были сокращать персонал или сворачивать работу. Рост цен на топливо привел к увольнениям в авиакомпаниях,что стало проблемой в пик сезона: сложности с набором нового персонала и его нехватка стали причиной отмены большого числа рейсов в пик сезона отпусков. Такого рода сложности не исчезнут, по мнению экспертов, и в 2023 году.
Тем не менее рынок продолжит восстанавливаться, несмотря на обилие негативных факторов. По мнению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) авиаперевозки впервые за три года окажутся в плюсе.
Еще одним драйвером туризма в будущем году будет отложенный спрос. Многие туристы, вынужденно отложившие отпуск в пандемию, не успели реализовать свои туры до событий февраля 2022 года. Кроме того, изменились и запросы к турам: более половины опрошенных туристов в США готовы сделать выбор в пользу необычных туров, позволяющих почувствовать аутентичную атмосферу и получить нестандартные впечатления.
Несмотря на рост инфляции жители зарубежных стран называют путешествия одной из приоритетных статей расходов в наступающем году. Еще одним трендом 2023 года станет люксовый туризм. И это тот сегмент, который может в перспективе принести заметный доход и рост отрасли. В силу долгих ограничений возросло число туристов, готовых потратить на путешествие бОльшие суммы, чем прежде, позволить себе более комфортный по уровню отдых.
Вырастет в 2023 году и доля так называемого “ответственного туризма”. Как показали опросы, 70% путешественников готовы выбрать более экологичные поездки и предпочесть такие туры, от которых очевидно выиграют сообщества и экономика в местах посещения. Если раньше данный тренд носил локальный характер, то в 2023 году эксперты ожидают его заметного распространения.
Экологическая устойчивость является одним из ведущих трендов последних лет, и как отмечают эксперты постепенно проникает во все сфер жизни, в том числе и в туризм.