В России продолжает падать спрос на коммерческую недвижимость
Спрос на коммерческую недвижимость в России продолжает падать: число пустующих торговых и офисных помещений по прогнозам увеличится до конца года.
Наметившийся еще в начале года спад спроса на коммерческую недвижимость продолжается. Ситуация с офисными и торговыми помещениями остается сложной и вынуждает собственников идти на уступки арендодателям и предоставлять скидки.
Стрит-ритейл оказался в более выигрышном положении, поскольку помещения для открытия доступных точек питания и магазинов, торгующих алкогольной продукцией, пользуются спросом.
Mall Index, отражающий число посетителей торгового центра в перерасчете на 1 тыс квадратных метров его площади, в столичных центрах снизился на 13% по сравнению с прошлым годом. В сравнении с периодом до пандемии падение показателя еще более заметно и приближается к 30%.
Ситуация объясняется общим снижением доходов населения, уходом с российского рынка зарубежных брендов, которые были основными пунктами притяжения посетителей торговых центров.
Продолжает расти и доля пустующих площадей. В Москве она составляет 14,5% и может увеличиться до 17% уже к концу года. В Санкт-Петербурге в настоящий момент пустует 7%, что почти вдвое больше показателей прошлого года.
Спрос может постепенно увеличиться за счет активности fashion-ритейлеров, которые планируют масштабирование. На рынок также выходят новые бренды, а российские сетевые операторы обозначают намерение расширять свое присутствие в торговых центрах. Однако по мнению экспертов этот процесс нельзя назвать быстрым, и ситуация с востребованностью площадей под магазины вряд ли кардинально изменится в ближайшие полтора-два года.
В сложившейся ситуации собственники помещений стремятся удерживать действующих арендаторов с помощью скидок или компенсации затрат на отделку помещений. Не стоит ожидать и повышения арендных ставок: по словам специалистов стоимость аренды скорее будет падать и зафиксируется на уровне ниже средних ставок.
Эксперты отмечают более оптимистичную ситуацию относительно аренды в сфере стрит-ритейла: здесь показатели вполне сопоставимы с прошлогодними. Помещения преимущественно арендуют под доступные заведения быстрого питания и алкомаркеты. Также популярна аренда для магазинов табачных изделий, кофеен, небольших магазинов одежды.
Что касается офисных помещений, то доля пустующих среди них нарастает. Причину специалисты видят в уходе западных компаний и низкой активности оставшихся арендаторов. По прогнозам доля невостребованных офисов в Москве может до конца года дойти до 12% (в настоящий момент она составляет 8,3%) и в целом тенденция к снижению спроса на офисные помещения сохранится.