Энергокризис в Европе ждет очередное обострение: на фоне перспективы потолка цен на нефть стоимость фрахта судов выросла в 6 раз, что грозит очередным подорожанием стоимости энергоресурсов.
Эксперты отмечают, что рынок топлива отреагировал снижением биржевых цен на газ до отметок ниже 1000 долларов за тысячу кубометров на относительно низкий спрос, связанный с теплой осенью и почти 100% наполнением газовых хранилищ. Причиной изменения цен стало и снижение паники из-за взрывов на “Северном потоке”. Тем не менее такую тенденцию многие эксперты называют “затишьем перед бурей”.
Как утверждает Алексей Белогорьев, специалист Института энергетики и финансов, на фоне переориентации рынка СПГ на Европу и активности китайских трейдеров в связи с низким внутренним спросом растет стоимость транспортировки топлива. А это неминуемо приведет к росту котировок, поскольку транспортные расходы будут только увеличиваться.
Логистические сложности привели к тому, что стоимость аренды танкера для перевозки сжиженного газа выросла в шесть раз по сравнению с началом году. В настоящее время сутки фрахта доходят до 450 тысяч долларов.
В силу борьбы европейских стран за поставки СПГ и с учетом недостаточного количества судов доставка топлива из США и Китая демонстрирует пиковые цены с 2020 года, а стоимость транспортировки в Японию из стран Ближнего Востока выросла вдвое.
По прогнозам экспертов стоимость танкеров продолжит расти и может достичь 7-значных цифр, поскольку это вопрос прибыли для тех, кто сдает танкеры в аренду. Специалисты отмечают, что крупные компании могут позволить себе заранее зафрахтовать необходимое количество судов, что усложнит торговлю СПГ по краткосрочным и среднесрочным контрактам.
Кроме того, на рынке фрахта практикуют сдачу судов в субаренду и намеренное удержание их в одних руках с целью извлечения большей выгоды в перспективе. Таким образом и без того заметный дефицит судов усугубляется что не может не отразиться на ценах фрахта и конечной стоимости СПГ.
Удорожание касается не только фрахта, но и самих танкеров. Введение эмбарго на российскую нефть привело к росту цен на танкеры-ледоколы. Ряд судов такого класса взлетели в цене в два раза по сравнению с прошлым годом. Отсутствие на рынке достаточного числа танкеров-ледоколов может привести к блокировке поставок в Балтике в зимний сезон.
Такая ситуация подтолкнет Европу к очередному витку кризиса в энергетике. Сложности со страхованием судов, перевозящих российскую нефть, установление потолка цен и удорожание фрахта доступных танкеров станут причиной сокращения предложения нефти на мировом рынке и увеличению цен, что по мнению Bloomberg сведет на нет антикризисные меры США.