Специалисты отмечают снижение активности на рынке коммерческой недвижимости.
По словам экспертов, после объявления мобилизации в торговых центрах крупных городов отмечалось заметное падение трафика, но в настоящее время он имеет тенденцию к росту и постепенно восстанавливается.
Для арендаторов же ситуация по-прежнему остается сложной и торговые площади продолжают простаивать. Исключение составляет fashion-сегмент, однако активности в этой нише недостаточно. Что касается рынке офисной аренды, то здесь активность проявляют преимущественно представители госсектора, нефтегазовых и IT компаний.
Представители консалтинговых компаний отмечают, что процент пустующих арендных площадей в Москве вырос на 12 пунктов по итогам третьего квартала года. По прогнозам тенденция сохранится и уже к концу года пустовать будут 15% помещений, а к середине 2023 процент может увеличиться до 20 - 22.
Положение дел может немного исправить выход на российский рынок турецких сетевых магазинов и рост числа российских марок, которые захотят быть представлены в офлайн сегменте. Однако прогноз активности в этой нише не настолько оптимистичен, чтобы рассчитывать на то, что она окажет существенное влияние на процент свободных арендных площадей.
Тенденция сохраняется и в сегменте стрит-ритейла. В Москве стабильно пустует от 7 до 12% торговых площадей. Активность арендаторов снижена, однако и в данном сегменте есть положительные тенденции: часть небольших марок вынуждена выходить в офлайн формат торговли в связи с ограничениями на работу соцсетей. Востребованность помещений со стороны фитнес-студий, салонов красоты и магазинов товаров для животных, как отмечают эксперты.
Специалисты отмечают снижение спроса на аренду офисных помещений. Так, по итогам третьего квартала процент вакантных площадей увеличился до 8,4% и по прогнозам вырастет до 12% к концу года. Такая ситуация связана не только с ростом арендной платы и снижением доступности коммерческих помещений, но и с тем, что многие уходящие с российского рынка компании освобождают арендные площади.
Тем не менее спрос на аренду офисных помещений сохраняется, но структура его меняется: в настоящее время наиболее активными участниками рынка становятся представители сфер торговли и оказания услуг, тогда как активность финансового сектора упала в два раза по сравнению с прошлым годом.В сложившейся ситуации арендодатели крупных бизнес-центров готовы рассматривать предоставление площадей в аренду с существенными скидками.