По кому ударил кризис: социологи назвали самую пострадавшую категорию россиян
Специалисты исследовательской компании Ромир рассказали, какая категория россиян оказалась самой уязвимой в кризис.
Вопреки расхожему мнению, самым чувствительным к экономическим изменениям оказался средний класс. Как объясняют социологи, особенности покупательского поведения в кризис зависят в большей степени не от характера изменений, а от особенностей социальной группы, к которой относится человек.
Такое поведение закреплено и не меняется из кризиса в кризис. По мнению социологов, подкрепленному результатами исследований, наиболее приспособленной к изменениям группой являются пожилые россияне. Также рациональным поведением отличаются представители бедных слоев населения.
Специалисты утверждают, что три основные страты общества - бедные, средний класс и богатые - реагируют на кризис примерно одинаково, независимо от того, будь то кризис экономический или пандемийный.Разумеется, стратегии поведения в каждой группе будут несколько отличаться, однако существуют так называемые товары-маркеры, позволяющие оценить степень тревожности в той или иной категории граждан.
Для бедных слоев населения такими индикаторами являются дешевые макароны и стиральный порошок. Активная скупка данных товаров настораживает социологов и свидетельствует о нарастании потребительской паники. Однако эксперты отмечают, что в последние годы государству и бизнесу удавалось сдерживать панические настроения среди населения. Как отмечают социологи, последний заметный всплеск спроса на товары-индикаторы отмечался в 2008 году.
Фактов, позволяющий бедным слоям населения не впадать в панику в случае кризисной ситуации - это наличие подсобного хозяйства и сохранение навыков производства продуктов питания. Пресловутые огороды и дачи дают людям уверенность в том, что частично закрыть базовые потребности питания они смогут даже в ситуации резкого изменения цен или других неблагоприятных перемен.
Не менее важную роль играет и наличие выплат от государства, которые являются пусть и небольшим, но стабильным источником дохода.
Что касается стратегий богатых страт, то они также меняются. Походы по ресторанами заменяют увеличением объема покупок продуктов, преобладание в них премиального сегмента. невозможность выехать за границу на шопинг - увеличением чека покупок внутри страны, тенденцией к приобретению более дорогих товаров.
По мнению аналитиков “Ромира” сложнее всего приходится представителям среднего класса, которые привыкли к определенному уровню жизни, гарантированному относительно высокими зарплатами и различными городскими сервисами. Потеря дохода в кризис ощущается данной категорией наиболее остро, поскольку лишает ее привычного уровня комфорта, а подстраховки в виде подсобного хозяйства как у бедных слоев населения у них, как правило, нет.
Существует также зависимость стратегий поведения в кризис от возрастной категории. Более старшее поколение, имеющее опыт проживание ни одного кризиса остается более спокойным и стабильным, следует максимально рациональным поведенческим стратегиям. Молодое поколение переживает кризис острее, чаще впадает в потребительскую панику или вовсе замораживает покупки.
Изменения внутри каждой социальной страты независимо от возрастных особенностей так или иначе влияют на общее колебание покупательского поведения в стране в кризисные периоды. Как отмечают специалисты, для адаптации в кризисной ситуации человеку необходимо порядка двух месяцев. За этот срок покупательское поведение и стратегия действий стабилизируются и позволяют человеку чувствовать себя более комфортно в новых условиях.