Москва
26 декабря ‘24
Четверг

ФАС озвучила способы стабилизации поставок топлива

Федеральная антимонопольная служба предложила российским нефтяным компаниям продавать на бирже не менее 1% выпускаемого топлива по контрактам с определенным сроком поставки, а также снизить зависимость ценообразования от европейских котировок.

По мнению ФАС необходимость продажи на бирже увеличит объемы топлива на рынке и позволит создать внутренние ценовые индикаторы нефтепродуктов, принимающие во внимание котировки отечественного рынка фьючерсов.

Указанный объем в 1% будет применим к бензину, дизельному топливу, авиационному керосину, мазуту и сжиженным углеводородным газам.Предложенные ФАС меры призваны решить две основные задачи, первая из которых - защитить внутренний рынок от нарушения поставок. Особенно актуально это для независимых АЗС.

По мнению аналитиков ФГ "Финам" такая мера более чем оправдана в условиях нестабильности экономической ситуации. Обязанность продажи определенного объема топлива может послужить своеобразной страховкой в случае невозможности экспорта мазута и других продуктов нефтепереработки. В случае сложностей с экспортом нефтеперерабатывающие компании могут минимизировать объем переработки, что отразится на доступности топлива.

Эксперты подчеркивают, что это лишь возможный вариант развития событий, в настоящее время нет объективных причин для перебоев с поставками топлива.

Второй аспект, о котором заботится ФАС - снижение зависимости цен в России от европейских котировок. В настоящий момент ценообразование на топливном рынке России отталкивается от экспортных цен без учета пошлин и транспортных затрат. Однако принципы формирования себестоимости нефтепродуктов в Европе и России существенно разнятся.

Базовую часть в Европе формируют котировки нефти, в России - налоги и акцизы. При больших объемах экспорта, как в случае с дизельным топливом, отталкиваться от европейской схемы логично. Но в случае бензина, экспорт которого составляет всего 10% это не оправдано. При заключении контрактов с определенным сроком поставки НПЗ будут вынуждены ориентироваться в первую очередь на реальную себестоимость продукции в России, а не на экспортную цену.

Эксперты отмечают, что особенности налоговой системы в России не позволят принятому решению существенно влиять на оптовый рынок. Они также уверены, что фьючерсные контракты будут особенно актуальны для регионов, где АЗС преимущественно не принадлежат крупным сетям, а значит не имеют возможности накапливать большие запасы топлива.

Что касается предполагаемой нагрузки на нефтеперерабатывающих компаний, то она вряд ли станет для них ощутимой. Хотя ряд экспертов полагает, что вводимые ФАС меры свидетельствуют об отсутствии профицита топлива в стране. Тем не менее предлагаемая схема имеет как свои преимущества, так и недостатки перед биржевой торговлей и вполне вероятно что ФАС, в конечном итоге, удастся найти баланс между разными вариантами реализации нефтепродуктов.

Полная версия