Экономический кризис вынудил россиян оптимизировать расходы, в том числе и привычные траты на майские праздники.
Торговые сети и рестораны уже ощутили на себе экономию, несмотря на то, что средний чек в связи с инфляцией вырос. По статистике порядка 45% россиян в этом году потратят на майские праздники в этом году меньше, чем в прошлом.
По данным исследований, 40% потребителей не планируют дополнительных трат, 44% рассчитывают потратить не более 5 тысяч рублей, 10% заложили в бюджет расходы в 10 тысяч, 4% граждан готовы потратить на майские праздники 15 тысяч рублей. Эксперты отмечают, что традиционная закупка продуктов впрок перед праздниками в этом году гораздо скромнее по объему, а около трети опрошенных россиян и вовсе не планирует покупать продукты заранее.
Экономию как основную причину сворачивания бюджета указали 14% россиян, еще 4,5% отметили, что вынужденно сэкономили из-за отмены туристических поездок.
Tinkoff Data выяснили, что приостановка работы ряда крупных аэропортов России, в том числе и в южных регионах стала причиной падения спроса на авиабилеты примерно на 30%. Часть туристов предпочла наземный транспорт и поездки по России, что увеличило спрос на железнодорожные билеты на 8-11%.
В целом эксперты отмечают снижение потребительской активности. Ажиотажный спрос и активное покупательское поведение марта сменилось постепенным сокращением числа транзакций и снижением средних трат. Так количество обращений в интернет-магазины в апреле сократилось на 10%, хотя крупные маркетплейсы заявляют, что не заметили снижения объемов заказов. В службе доставки “Сбермаркет” отмечают снижение частоты оформления заказов, но увеличение их объема и возросший интерес к спец предложениям и скидкам.
Крупные сетевые магазины (“Пятерочка”, “Перекресток”) также заметили снижение расходов покупателей, а во “Вкусвил” зафиксировали повышенный спрос на маленькие упаковки.
Тенденцию к экономии отмечают и при покупке овощей и фруктов: с ростом цен на них потребители снизили размер одной покупки, чаще выбирают товары по акциям и товары более экономичного ценового сегмента, в том числе - собственных торговых марок сетевых магазинов.
Рестораторы отмечают снижение транзакций в апреле на 22%, а объем доставки снизился на 17%. Посетители ресторанов сокращают траты уже с марта, отдавая предпочтение блюдам по более демократичным ценам, но общий рост цен нивелирует снижение расходов и средний чек остается прежним.
По данным Росстата, рост потребительских цен за март составил 7,6%. Структура сезонных расходов россиян в мае останется прежней, однако большинство из них будет активно пользоваться различными инструментами экономии. Аналитики утверждают, что уровень расходов населения будет в первую очередь определяться ситуацией на рынке труда и колебаниями инфляции.