Кошмарный выход: британская Shell покидает проект Сахалин-2
Financial Times назвала выход Shell из российского проектаСахалин-2 кошмаром.
В настоящее время британская нефтегазовая компания продает свою долю в месторождении. Shell владеет 27,5%, ее потери от выхода из проекта и закрытия бизнеса в России оцениваются в 5 млрд долларов. Чтобы компенсировать потери, Shell будет вынуждена продать свои активы со значительной скидкой. Интерес к ним уже проявили китайские Cnooc, CNPC и Sinopec.
Проект “Сахалин-2” является основным источником СПГ для Восточной Азии, однако в свете санкционных ограничений западные энергетические компании сворачивают свое присутствие в России и у Shell просто не осталось выбора.
Еще в марте британцы заявили о намерении выйти из совместных с Россией проектов и отказаться от участия в “Северном потоке-2”. Shell также планирует закрыть заправки на территории России. Помимо ухода из России, компания планирует отказаться от поставок российских энергоносителей. Концерн заявил о намерении приобретать смешанное, а не чисто российское топливо.
Уход из России означает также вывод сотрудников, занятых на совместных предприятиях. Известно, что нефтегазовая компания уже начала выводить тех, кто работал в совместных с «Газпромом» и «Газпром нефтью» проектах. Занятых на “Сахалин-2” уволили и перевели на работу в другие проекты.Контрольный пакет акций “Сахалин-2” принадлежит российскому “Газпрому” (50% +1 акция), вторая по объему доля у Shell (27,5%), японские Mitsui и Mitsubishi владеют 12,5 и 10% акций.
При этом значительная доля добываемого в проекте топлива направляется в Японию, и власти страны всерьез опасаются последствий выхода Shell из компании. Прежде всего их настораживает возможность приобретения доли Shell Китаем, которое сделает Москву и Пекин доминирующими, что может сказаться на доступности СПГ для Японии. Кроме того, такое объединение может стать причиной роста цен на газ, а это, в свою очередь, нивелирует значение санкций для России.
Для Японии крайне важно сохранить долю в совместном с Россией проекте и иметь доступ к СПГ с Сахалина как элемент своей энергетической безопасности. Несмотря на это страна уже отказалась от импорта российского угля и поддерживает решение G7 о снижении зависимости от российских энергоносителей.