Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Напитки покрепче: российский алкоголь пользуется спросом в Европе

Крепкие напитки отечественного производства все активнее покупают за границей. Львиная доля спроса приходится на Европу и страны бывшего СССР, однако интерес к российскому алкоголю есть и в азиатских странах

Крепкие напитки отечественного производства все активнее покупают за границей. Львиная доля спроса приходится на Европу и страны бывшего СССР, однако интерес к российскому алкоголю есть и в азиатских странах.

В 2021 году Россия экспортировала почти три миллиона декалитров крепких спиртных напитков, получив на 20% больше дохода по сравнению с 2020 годом. 195 миллионов долларов принесли продажи водки и других напитков отечественного производства.

Наряду с лидером экспорта - водкой (ее продали на 160 млн долларов), спросом пользовались виски, коньяк, бренди. До 3 млн долларов увеличился экспорт джина и можжевеловых настоек. России удалось отыграть сокращения поставок 2020 года - тогда объем экспорта сократился на 7 процентов. Помимо пандемии причиной роста спроса на алкоголь из России называют сильное подорожание алкогольных брендов британии и швеции.

Россия поставляет алкоголь в 75 стран, большая часть из них - страны Европы. В 2021 году вырос экспорт в Латвию (на 51%), на четверть увеличился объем поставок для Германии, активнее стали импортировать отечественный алкоголь Украина и Казахстан.

Экспорт в Китай вырос на 66%, Азербайджан и Венгрия также стали покупать на 62% больше, поставки во Вьетнам увеличились в три раза, в Узбекистан - в 2,7 раза. Такой активный рост связан в первую очередь с послаблениями ковидных ограничений: идет постепенное восстановление туристического потока в бывшие республики СССР, где российский алкоголь всегда был востребован.

Кроме того, приходит в себя и ресторанный бизнес. Однако пока о возвращении у доковидному уровню говорить рано. По мнению экспертов, из-за пандемии рынок крепких напитков сократился на 8,7 процента, в прошлом году он сумел отыграть три из них, но превысить показатели до пандемии скорее всего сможет не раньше 2023 года. По прогнозам потребление крепкого алкоголя в нынешнем году вырастет на 8 процентов, российский экспорт может прибавить 3-4 процента.

Несмотря на популярность российского алкоголя, наша страна не является лидером на этом рынке. Занять более прочные позиции российским маркам может помочь грамотное продвижение, активное участие в международных выставках и мероприятиях. Наиболее узнаваемые отечественные бренды на данный момент “Русский стандарт”, представленный в 86 странах миры, и Bekuga Group, чья доля экспорта по оценкам экспертов должна вырасти до 13% в ближайшие два года.

Потенциал российского экспорта водки оценивают в полмиллиарда долларов, тенденции к росту есть и у российского алкоголя других категорий.Особенностью мирового водочного рынка является наличие десяти основных потребителей, самых “пьющих стран”. В денежном выражении список возглавляет США (39%) у России - 24, у Польши - 11, а в натуральном - Россия: объем потребления 145 млн декалитров (у США - 40 миллионов).

Пять из десяти “пьющих стран”- бывшие союзные республики и это вряд ли изменится в ближайшее время: эксперты считают, что традиции употребления спиртных напитков меняются очень медленно.

Что касается динамики цен, то аналитики говорят о грядущем подорожании крепких напитков. Рост издержек на этикетки, бутылки и логистику неминуемо приводит к росту цен. В начале февраля уже замечено подорожание: цена 0,5 литра водки выросла до 261 рубля с 243, цена коньяка поднялась до 480 рублей (раньше минимальная цена - 446 рублей).

Специалисты также отмечают, что государству стоит с большим вниманием отнестись к контролю производства, поскольку рост цен на алкоголь всегда провоцирует увеличение контрафактной продукции.

Полная версия