Суд решил сделать слушания по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» закрытыми. Еще два дня назад суд постановил открыть процесс для журналистов.
Суд проведет разбирательства по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» в закрытом для прессы режиме, сообщает РИА «Новости». Такое решение принято в связи с тем, что присяжные отказались выходить в зал в присутствии прессы. При этом никаких угроз в адрес заседателей не поступало.«Мне доложил наш сотрудник, что коллегия отказывается выходить в зал суда в присутствии прессы. Поэтому дальнейшее заседание будет проходить в закрытом режиме», -- сказал судья. Он напомнил, что согласно закону слушания нельзя проводить в открытом режиме, если существует угроза безопасности для участников процесса.
Вчера суд сформировал коллегию присяжных по рассмотрению данного дела. Отбор присяжных проходил в течение четырех часов -- с 11.30 до 15.30. Из 50 кандидатов были отобраны 12 основных заседателей и восемь запасных. Ранее судья подчеркнул, что в том случае, если хоть один из присяжных заявит о давлении, которое оказывается на него, дело будет рассматриваться в закрытом для прессы режиме.
Защита и обвинение против
Защитник одного из подсудимых, а также адвокат семьи Политковской высказались против проведения процесса в закрытом режиме. По их мнению, для этого нет никаких причин.«То, что они не хотят выходить в присутствии прессы, -- это не причина, должны быть конкретные обстоятельства, которые бы говорили об угрозе заседателям», -- сказал адвокат одного из обвиняемых Мурад Мусаев.
Адвокат другого обвиняемого Сайдахмет Арсамерзаев возмущен, что присяжные даже не вышли в зал суда. «С нами обращаются, как с малыми детьми: нам показали конфетку и пообещали справедливый и открытый процесс, но сейчас мы понимаем, что все не так и у нас будут закрытые слушания», -- цитирует Reuters слова защитника.
Адвокат семьи Политковской Карина Москаленко заявила, что у суда нет оснований для закрытия процесса. «Вчера, когда присяжные приняли присягу, у них была возможность либо ее не принимать либо взять самоотвод. Я прошу разъяснить присяжным, что они стали судьями, которые в основном работают в условиях публичности, и бояться журналистов не надо», -- отметила адвокат. Она добавила, что страх присяжных не является основанием для закрытия процесса -- такой нормы в уголовно-процессуальном законодательстве нет.В ответ судья заявил, что, по его мнению, «когда появятся реальные факты угрозы присяжным, будет уже поздно». В связи с этим он принял решение о проведении процесса в закрытом режиме и попросил журналистов удалиться из зала суда.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов заявил в среду в суде, что намерен «открыть процесс» на страницах своего издания. «Хочу сказать, что это решение позорное, кулуарное, келейное, которое не дает возможности обществу ознакомиться с тем, как оно устроено. Это ужасно, это никуда не годится. Нам не оставили никакого другого варианта -- мы будем открывать процесс на страницах газеты», -- заявил он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Фигуранты не признают вину
Прокурор сегодня изложил сущность предъявленного обвинения, после чего все обвиняемые заявили, что они невиновны. «Подсудимые сказали, что желают дать все необходимые показания, скрывать им нечего», -- сообщил РИА «Новости» адвокат Мурад Мусаев. По его словам, 98% обвинительного заключения являются «домыслами и предположениями».
В свою очередь адвокат семьи Политковской Карина Москаленко заявила журналистам, что суть обвинительного заключения, которую в среду изложили гособвинители, «звучала очень убедительно».
Круг подозреваемых
Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская была убита 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве.
Обвинение в убийстве журналистки предъявлено троим фигурантам – бывшему майору УБОП Сергею Хаджикурбанову, а также братьям Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Предполагаемый убийца Политковской Рустам Махмудов находится в международном розыске. Еще одному фигуранту -- бывшему сотруднику ФСБ Павлу Рягузову предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и вымогательстве. Его причастность к организации убийства Анны Политковской так и не была доказана. Тем не менее, поскольку он проходит подозреваемым по этому делу, слушания проходят в Московском окружном военном суде столицы.