Более 20 человек погибли и 21 ранен в результате выброса фреона на новой атомной подводной лодке "Нерпа" (К-152) Тихоокеанского флота. На лодке находилось более 100 гражданских лиц -- сотрудников Амурского судоремонтного завода. 17 инженеров и трое военных задохнулись в двух загазованных отсеках лодки. Выжившие моряки уже доставлены на берег. СКП возбудил в связи с аварией уголовное дело.
8 ноября в 20.30 по местному времени в Приморье на одной из атомных подводных лодок Тихоокеанского флота при проведении ходовых испытаний в Японском море в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения произошел выброс фреона. Погибло более 20 человек, сообщил Infox.ru помощник главкома ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало. По его словам, еще 21 человек ранен.
ЧП на "Нерпе"
По данным СКП России, на подводной лодке произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения с выбросом фреона. Среди погибших оказались рабочие Амурского судостроительного предприятия и военнослужащие. Официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России Владимир Маркин уточнил, что погибли 6 военнослужащих и 14 гражданских лиц, находившихся на АПЛ. СКП России сообщает также о 22-х пострадавших. По данным газеты "Комсомольская правда", только трое погибших -- военнослужащие. Остальные -- гражданские специалисты с завода "Восток" (Большой Камень, Приморье) и Амурского судостроительного завода в Комсомольске-на-Амуре.
Двадцать один пострадавший в воскресенье утром был эвакуирован на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». По последним данным, пострадавшие моряки уже доставлены во Владивосток и направлены в госпиталь Тихоокеанского флота для лечения. «Во флотском госпитале во Владивостоке все готово к приему пострадавших. Медицинскую помощь им стали оказывать уже на борту корабля «Адмирал Трибуц», где работает бригада военных врачей», -- отметил источник РИА "Новости". По его словам, движение БПК «Адмирал Трибуц» во Владивосток затрудняла штормовая погода: в открытом море сейчас господствует сильный ветер. Его порывы достигают двадцати метров в секунду. Высота волн превышает четыре метра.
Общее количество людей, находившихся на борту АПЛ, которая проходила ходовые испытания в Приморье, разнится. Как сообщают "Вести", на борту было 389 человек. Однако по данным Игоря Дыгало, на АПЛ были 208 человек, из которых только 81 -- военнослужащие.
В результате аварии лодка осталась управляемой и не получила повреждений, угрозы реакторному отсеку не возникло. Радиационный фон на лодке в норме. По указанию главкома ВМФ испытания АПЛ были остановлены. Сейчас лодка своим ходом продолжает движение во Владивосток. К 12.00 мск воскресенья АПЛ должна прибыть в пункт базирования в Приморье. Лодку сопровождает спасательное судно "Саяны"
Название лодки Дыгало не назвал, отметив, что она еще не вошла в состав ВМФ России. Однако по неофициальным данным, выброс фреона мог произойти на новой АПЛ «Нерпа» (К-152), только вышедшей с завода. Информацию о том, что авария произошла именно на «Нерпе», подтверждает неназванный источник в руководстве Амурского судостроительного завода, сообщает РИА "Новости". Согласно техническим характеристикам «Нерпы», экипаж подводной лодки составляет всего 73 человека.
Не хватило противогазов?
Несанкционированное срабатывание противопожарной системы произошло в первом и втором отсеках подводной лодки, сообщил Дыгало. Непосредственно связанный с судостроением военный эксперт заявил журналистам, что причиной аварии мог стать человеческий фактор, сообщает РИА "Новости".
"Могла быть ошибка в программировании, могла быть ошибка в эксплуатации, которая повлекла несанкционированную работу системы пожаротушения", -- отметил эксперт. По его словам, атомные подводные лодки оборудованы двумя системами пожаротушения - пенной и химической. "Более опасна химическая система, а в данном случае могли сработать обе системы пожаротушения", - сказал специалист. По его словам, система жизнеобеспечения субмарины устроена таким образом, что при чрезвычайной ситуации для спасения экипажа и корабля все отсеки задраиваются.
"Люди, таким образом, оказались в изоляции в ставшем аварийным отсеке", - сказал эксперт.
Лодочная объемная химическая система пожаротушения предусматривает подачи в отсеки газа хладон 114В2. Вероятно, моряки погибли именно в результате удушья -- фреон заполнил два отсека, и люди остались без кислорода. По инструкциям они должны были использовать портативные дыхательные устройства (по некоторым данным, их было 220), а затем подключить индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА). Если речь идет все-таки о «Нерпе», значительное превышение чила пассажиров может обяснить нехватку дыхательных аппаратов (ИДА) и гибель людей.
Таким образом, остается неясным, почему экипаж и инженеры, находившиеся на борту АПЛ, не воспользовались противогазами и имелись ли данные средства защиты в достаточном количестве на борту лодки.
В связи с инцидентом возбуждено уголовное дело, сообщил представитель СКП России Владимир Маркин. По его словам, дело возбуждено по статье 352 УК России (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия). Создана следственная группа, расследованием дела занимается военно-следственное управление СКП по Тихоокеанскому флоту, указал Маркин. В связи с происшествием военная прокуратура Тихоокеанского флота начала прокурорскую проверку. По указанию Сергея Фридинского, группа офицеров Главной военной прокуратуры, которую возглавил первый заместитель главного военного прокурора Александр Мокрицкий, уже прибыла на ТОФ.
Ответственность за чрезвычайное происшествие на подлодке до ее сдачи флоту, скорее всего, несет завод-изготовитель. "Поскольку лодка заводская и не принята в состав боевого дежурства, то в первую очередь все претензии к предприятию. Флотский экипаж (во время ходовых испытаний) находится в роли стажеров", - сказал эксперт в области кораблестроения.
Строительством АПЛ занимался Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. Достраивали лодку в филиале АСЗ -- на заводе "Восток" в "закрытом" городе Большой Камень Приморья. Представители АСЗ уже выехали в Приморье. «Мы знаем ровно столько, сколько знаете вы. Сейчас руководство завода уже прибыло на территорию АСЗ, часть руководителей отправилась в Приморье», — сообщили в диспетчерской службе завода корреспонденту амурского издания "Наш город". Заместитель генерального директора АСЗ по кадрам и социальным вопросам Анатолий Шлягов при этом не подтвердил, что в результате аварии на АПЛ среди погибших есть около 20 жителей Комсомольска-на-Амуре.
Реакция правительства
Как сообщила пресс-служба президента, президент России Дмитрий Медведев, который был немедленно проинформирован об инциденте, поручил министру обороны России Анатолию Сердюкову в постоянном режиме информировать его о ситуации на подлодке, а также поручил Сердюкову провести всестороннее тщательное расследование ЧП на подлодке и оказать всю возможную помощь и поддержку семьям погибших. В район происшествия вылетели первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Дмитрий Медведев также поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести расследование ЧП.
АПЛ "Нерпа"
Представители флота официально так и не сообщили тип и название подводной лодки. В конце октября представители Амурского судостроительного завода сообщали, что в Приморье начались ходовые испытания атомной подводной лодки "Нерпа" (проект 971 "Щука-Б", по классификации НАТО "Akula"), спущенной в этом году на СЗЛК (Комсомольск-на-Амуре). Лодка вышла в Японское море из ЗАТО "Большой Камень". Она совершила первое погружение только 31 октября.
По некоторым данным, АПЛ «Нерпа» не предназначена для ВМФ России и будет сдана в аренду индийцам на 10 лет (для подготовки экипажей для собственных АПЛ с МБР, которые в настоящее время строятся). Предполагаемая цена контракта -- $650 млн. Отказ представителей ВМФ, СКП и МЧС назвать лодку, о которой идет речь, может подтвердить версия с «Нерпой», поскольку детали сделки с индийцами держатся в секрете, сообщает «Морской бюллетень -- Соврахт». Также возможно, что на лодке на момент аварии проходили обучение индийские моряки. Ранее агентство IANS сообщало, что в ноябрьских испытаниях "Нерпы" должны принять участие 40 граждан Индии -- 2 ноября стало известно, что военнослужащие прибыли во Владивосток для проведения учений на АПЛ.
Системы пожаротушения на подводных лодках
В настоящее время на атомных подводных лодках размещены две системы пожаротушения: воздушно-пенная и лодочная объемная химическая. Воздушно-пенная система предназначена для тушения локальных очагов пожара и состоит из двух станций, размещенных в концевых отсеках. Запас пенообразователя обеспечивает шестикратную перезарядку станции. Каждая станция обеспечивает подачу 1 кубического метра пены к очагу пожара через размещенные на каждом настиле каждого отсека катушки со шлангами длиной до 10 метров. Катушки системы размещены так, что обеспечивают доставку струи пены в любую точку отсека.
Объемная химическая система предназначена для тушения пожара в объеме помещения (кроме пожаров порохов и боезапаса) и состоит из станций пожаротушения, которые размещены во всех отсеках за исключением реакторного. Реакторный отсек защищается станциями, расположенными в 5-бис и 7-м отсеках. Огнегасителем является хладон 114В2. Система обеспечивает возможность трехкратной подачи огнегасителя в каждое помещение. Пуск системы может быть осуществлен дистанционно с центрального пункта управления общекорабельными системами из главного командного поста или с местного пульта станции, а также вручную непосредственно со станции, размещенной в отсеке.
Как говорят специалисты, при несанкционированном срабатывании системы пожаротушения автоматически выбрасывается фреон. Он хранится в жидком состоянии, но под давлением становится тяжелым газом, опасным для людей.