У подножия одной из самых возвышенных гор в Индии расположено озеро Роопкунд.
В его водах покоятся множество человеческих останков, и до сих пор неясно, кем были эти люди и каким образом они там оказались. Попасть к озеру крайне сложно, поэтому останки на его дне обнаружили только в XX веке. Несмотря на попытки определить их происхождение с помощью ДНК-анализа, вопросов стало еще больше.
Труднодоступное озеро с человеческими останками обнаружили во время Второй мировой войны
Кости в озере Роопкунд были найдены зимой 1942 года. Открытие сделал индийский лесной служащий, обходя вверенную ему территорию. Масштабы находки стали ясны весной, когда лед растаял. Через чистые воды высокогорного озера было отчетливо видно, что на дне лежат десятки, если не сотни человеческих скелетов.
В разгар войны известие встревожило британскую колониальную администрацию. Они опасались, что найденные останки могли принадлежать вражеским шпионам, пытавшимся проникнуть на территорию британской колонии. Антропологи смогли исследовать кости лишь в 1956 году, когда Индия уже обрела независимость.
Первая экспедиция из Индии к Роопкунду не увенчалась успехом. Снежная буря не позволила им даже приблизиться к озеру.
Участники второй экспедиции, отправившиеся к Роопкунду спустя два месяца, оказались удачливее. Они подтвердили, что на дне озера действительно находятся многочисленные человеческие останки. Некоторое количество костей было отправлено в Калькутту для детального изучения.
Ученые заметили, что множество обнаруженных скелетов принадлежали людям, отличавшимся необычайно высоким ростом.
Среди них оказалось как мужчины, так и женщины, включая пожилых. Радиоуглеродное датирование показало, что возраст костей составляет от 500 до 800 лет. Позже эксперты подсчитали, что на дне Роопкунда находится до 800 человеческих скелетов.
Легенда гласит, что в озере лежат кости царя и его свиты, просивших прощения у богини Парвати
В окрестных деревнях и поныне окружают рассказы о людях, чьи останки покоятся на дне озера Роопкунд с незапамятных времен. Согласно преданиям, они прибыли из далекого царства, которое когда-то посетила богиня Парвати — дочь владыки гор Химаваты и супруга бога Шивы. Богиня вернулась оттуда оскорбленной и наложила проклятие на это царство. С тех пор там не прекращались ужасные бедствия.
В конечном итоге правитель этого далекого царства решил отправиться в паломничество в поисках прощения. Его сопровождали не только жена и придворные, но также музыканты и танцовщицы.
Это еще более разозлило Парвати. Она низвергла танцовщиц в преисподнюю, а на остальных наслала страшную бурю с градом. Погибли все паломники без исключения.
Первые исследователи останков, найденных в озере Роопкунд, также рассматривали более приземленные версии. Согласно одной из них, кости могли принадлежать воинам султана Дели, посланным завоевывать Тибет в XIII веке. Но проблема заключалась в том, что в озере не обнаружили никаких признаков оружия, которое солдаты непременно должны были бы иметь при себе. В воде нашли лишь один наконечник от копья, зато обнаружили музыкальные инструменты.
Существовала и другая теория, по которой эти останки могли принадлежать торговцам, направлявшимся в Тибет со своими товарами и заблудившимся в плохую погоду. Специалисты также не исключали, что в озеро сбрасывали тела погибших во время эпидемий.
Кроме того, была вероятность, что Роопкунд служил своеобразным кладбищем для святых старцев. Хотя точных описаний этого ритуала не сохранилось, такая традиция вполне могла существовать.
Среди погибших в основном молодые мужчины и женщины, у которых не было ни оружия, ни товаров
С течением времени Роопкунд стал привлекательным местом для туристов. Если у озера и оставались древние следы, не исследованные археологами, их уже затоптали толпы посетителей. Многие кости были украдены, другие выловлены из воды и разбросаны на берегу.
Американский антрополог Уильям Сакс, изучающий кости из Рoopкунда с 2005 года, пришел к выводу, что ни одна из существовавших теорий не объясняет их происхождение. Это точно не могла быть потерянная армия: в озере не нашли ни оружия, ни останков лошадей. К тому же, значительная часть скелетов принадлежала женщинам и детям (обнаружены и детские кости).
Сакс и его команда не нашли никаких свидетельств того, что эпидемия разразилась в тех местах. Также не было признаков сражений или кровавых ритуалов около озера.
Теория о монашеском кладбище тоже не подтвердилась: большинство погибших были не святыми отшельниками, а взрослыми мужчинами и женщинами в возрасте от 18 до 35 лет.
Гипотеза о караване, который сбился с пути, тоже была опровергнута. Если бы это был караван, археологи обнаружили бы товары и останки вьючных животных, но ни того, ни другого в Роопкунде не нашли.
Многие из останков принадлежат выходцам из Средиземноморья, затерявшимся в Гималаях
В 2019 году уважаемый научный журнал Nature опубликовал результаты нового генетического исследования останков из озера Роопкунд. Ученые выяснили, что все кости можно распределить на три типа, обозначенные латинскими буквами A, B и C.
Останки типа A принадлежали жителям Индии, причем из самых разных уголков страны. Останки типа C были идентифицированы как принадлежащие единственному человеку, родом из Юго-Восточной Азии, который каким-то образом добрался до Роопкунда. Самым загадочным оказался тип B.
Генетический анализ показал, что останки типа B принадлежали жителям Средиземноморья, с наиболее близким родством с жителями греческого острова Крит.
Диета людей типа B была характерна для Греции и других средиземноморских стран, а не для Индии. Среди этих останков были как мужчины, так и женщины, но родственных связей между ними не обнаружено.
Не все останки оказались на дне озера одновременно. Останки типа A, принадлежащие индийцам, попали туда между 700 и 950 годами нашей эры. Останки типов B и C, представленные выходцами из Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, присоединились значительное время спустя — вероятно, в XVIII веке.
Ученые пока не могут объяснить, как выходцы из Средиземноморья попали в Гималаи
Уцелевшие записи о множестве путешественников, пропавших в Гималаях в XVIII веке, свидетельствуют о редких посещениях этой местности до 1950-х годов. До этого времени иностранцы здесь бывали крайне редко, а в таком количестве — скорее всего никогда. Тем не менее, никаких упоминаний об этих событиях нет. «Я не встречал ни одного упоминания об этом, — говорит антрополог Уильям Сакс. — Ни одной сказки, ни одного намека на эту историю».
В 326 году до нашей эры македонский полководец Александр Великий вторгся в Индию. В северной части Пакистана до сих пор живут люди, которые полагают, что они являются потомками его солдат, так и не вернувшихся к себе на родину в Грецию.
Эти люди называют себя калашами и внешне почти не отличаются от остальных жителей региона, однако генетический анализ подтверждает их европейское происхождение.
Возникает предположение, что останки людей из Средиземноморья, обнаруженные в озере Роопкунд, могли принадлежать потомкам воинов Александра Македонского или других, менее узнаваемых завоевателей. Однако анализ их ДНК в сравнении с ДНК калашей показывает значительные различия между ними.
Еще одну версию выдвинул археолог Стюарт Фидел. По его мнению, останки типа B могут принадлежать армянским торговцам. В XVII и XVIII веках они перевозили жемчуг, янтарь и мускус оленя в Индию, Тибет и Непал. Фидел предполагает, что у озера Роопкунд могла состояться встреча этих торговцев с их индийскими партнерами. Однако подтверждений данной теории пока не найдено.