16 сентября ‘24, Понедельник

Раскрыт механизм уменьшающего боль эффекта плацебо

Группа ученых из Медицинской школы Университета Северной Каролины совместно с коллегами из университета Стэнфорда, Медицинского института Говарда Хьюза и Института наук о мозге Аллена смогли раскрыть механизм действия плацебо, который способен снизить ощущение боли.

Результаты их исследования были опубликованы в известном журнале Nature.

Оказалось, что определенные нейроны и синапсы активируются вдоль пути, соединяющего поясную кору в передней части мозга с областью моста ствола и мозжечком. Эти нейроны становятся активными, когда мыши ожидают облегчения от боли и реально ощущают её даже без применения лекарств.

В ходе исследований, ученые провели серию опытов на мышах, в которых было создано предварительное ожидание снятия боли, а затем произведено воздействие плацебо. Для этого использовались различные методики, такие как генетическая маркировка нейронов передней поясной коры, визуализация кальция, секвенирование РНК отдельных клеток, электрофизиологические записи и оптогенетика.

Было выявлено, что нейроны передней поясной коры передают свои сигналы в ядро варолиева моста, что усиливает сигналы, связанные с предвкушением облегчения от боли.

Подавление активности этого пути нарушает способность снижения болевой чувствительности путем плацебо-эффекта и уменьшает болевой порог. В свою очередь, активация данного пути способствует снижению болевых ощущений.

Было выявлено, что клетки Пуркинье мозжечка демонстрируют паттерны активности, аналогичные нейронам передней поясной коры во время ожидания облегчения боли, подтверждая участие мозжечка в регуляции болевых сигналов - что ранее не было известно.

Согласно исследованию, фокусировка на этом нейронном пути боли может послужить базой для создания новых методов лечения, которые окажутся эффективнее и безопаснее существующих.