В процессе воспитания весьма распространено наказание детей, что практикуют все родители.
Однако мнения граждан России разделяются касательно вида наказания. Например, на вопрос, заданный ФОМ, является ли приемлемым использование физической силы в отношении школьников, 27% опрошенных сказали «да». В то же время, в другом опросе, который был проведен несколько лет назад, 61% участников признали, что их по меньшей мере один раз наказывали физически в семейном кругу.
Каково мнение психологов, законодательства и самих родителей по этому вопросу? Как наказывали знаменитые писатели прошлого? В каких государствах домашняя порка запрещена, и где до сих пор разрешено использовать розги в школах?
Различные исследования доказали: все виды наказания, включая физические, оказывают плохое воздействие на ребенка.
«Строгое наказание не способствует преображению ребёнка в лучшую сторону. Исключительно из-за страха перед наказанием он не совершит проступок на виду у того, который наказывал его, — замечает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Пренебрежение к ребёнку не менее вредно, а иногда даже более губительно, чем физическое наказание. Главное для детей — это любовь и забота со стороны взрослых. Дети не приходят в этот мир злыми или непослушными. Это взрослые делают их такими, пренебрегая их чувствами, игнорируя их потребности. Дети отчаянно борются за свои права. За взаимодействие с родителями, внимание, участие, необходимые для их роста и развития. И если на них не обращают внимания, они начинают действовать вопреки, просто потому что это вызывает реакцию у родителей.
Лучше мотивировать признанием, нежели наказывать ремнём. Когда ребёнка наказывают, он усваивает, что так делать не следует. Однако вместе с тем ему не объясняют, какие действия были бы правильными. Скажем, если ребёнок отобрал игрушку у своего товарища и был за это наказан. Вместо этого следовало бы обучить его адекватно просить игрушку и наработать такое поведение вместе с ним.
Возможно ли наказание за физическое насилие?
Трактовка закона
В законодательстве России предусмотрена ответственность за жестокие методы в воспитании детей со стороны родителей — до степени лишения их родительских прав.
Согласно статье 156 Уголовного кодекса РФ), родители могут быть привлечены к уголовной ответственности, если дети не получают должного воспитания и подвергаются жестокому обращению. Наказание может достигать до трех лет лишения свободы, — указывает специалист по праву Евгения Кочарян. Если же действия взрослых привели к гибели ребёнка, то такой инцидент будет расцениваться как убийство в соответствии со статьей 105 УК РФ. В этой ситуации за злоупотребление в их обязанностях и убийство ответчик может быть привлечен по нескольким статьям УК одновременно.
Но что, если родитель нанес сыну подзатыльник, обнаружив его с сигаретой? Можно ли это считать преступным действием? «В подобных случаях всегда проводится детальное изучение обстоятельств, сбор данных от свидетелей. Если будет установлено, что это было лишь воспитательным действием, и физического вреда ребенку не было, тогда, по всей видимости, дело закончится предупреждением или решится на досудебном уровне, — отмечает специалист по праву.
Актриса Анастасия Вертинская:
Физическое воздействие как метод воспитания было распространенным в нашей семье. За процесс воспитания меня и моей сестры Марианны отвечали матушка (также художница под именем Лидия Вертинская. — Примеч. ред.) и наша бабушка, Лидия Павловна, котороя была матерью моей мамы. Когда наш отец (Александр Вертинский — артист. — Примеч. ред.) был рядом, даже повышение голоса на нас было невозможно. Однако он временами уезжал в гастроли, оставляя нас с матерью и бабушкой. Орудием нашего обучения была длинная деревянная линейка.
Бабушка не терпела, чтобы мы просто сидели без дела. Её постоянная фраза была: «После себя убирай, после себя убирай». Такое непрерывное напоминание было довольно утомительным, как мне тогда казалось.
Актриса Ольга Красько:
В моей семье трое детей — одна девочка и два мальчика. К каждому из них я пытаюсь найти индивидуальный подход. Основной мой принцип в воспитании всё же общий: никакого физического наказания.
Я глубоко убеждена, что можно найти способ объяснить ребёнку всё что угодно. Да, это может занять больше времени и потребовать больше терпения, чем просто отшлепать или дать подзатыльник. Взрослые, которые не в силах сдержать ярость, когда их сын или дочь не слушаются, подобны только недоразвитым детям, капризничающим и кричащим. Но взрослые несут ответственность за здоровье и безопасность детей, поэтому они должны научиться контролировать свои эмоции.
Из истории вопроса
«Каждого только что родившегося младенца следует тщательно умыть и, дав ему вздохнуть после первого переживания, приступить к порке.»
Антон Чехов, который был врачом по профессии и гуманистом по убеждениям, высказывался таким образом. Эта фраза является цитатой из его произведения под названием «Правила для начинающих авторов». Фраза заканчивается следующим образом: «... и высечь надпись: «Не берись за перо! Не становись писателем!»
Конечно, это ирония. Но Чехов в раннем детстве испытал нечто подобное на собственной шкуре: «Отец стал преподавать мне уроки, или, если говорить откровенно, избивал меня, когда мне было даже не пять лет. Он избивал меня розгами, дергал за уши, колотил по голове.»
Чехов воспитывался в буржуазной семье, так же как и Максим Горький, который оставил в нашей литературе самые страшные рассказы о расстрелах детей. Физическое наказание считалось в их семьях правилом. Иван Тургенев, представитель дворянского класса, в своих воспоминаниях отмечал: «Меня наказывали за любые мелочи, практически каждый день. Мать руками смело наносила удары без суда и следствия.»
Порой возникает ощущение, что творческая судьба некоторых из наших классиков была заранее определена их детскими наказаниями. По крайней мере, для величайшего отечественного сатирика Михаиля Салтыкова-Щедрина порка стала тем, что он вспоминает в первую очередь: «А вы знаете, с какого времени начинается моя память? Запомнил, что меня пороли, кто именно — не помню; но били по-взрослому, прутом, а немка — няня моих старших братьев и сестер — отстаивала меня, защищая ладонью от ударов».
В домах, где провели детство Лев Толстой, Александр Пушкин, Николай Гоголь и Федор Достоевский, принято было считать, что применять физическое наказание к детям недопустимо. Отец Федора Достоевского, известный своими жестокими обращениями с крестьянами, с Федей не обращался агрессивно. Но было распространено наказание морального характера.
Маленького Александра Пушкина, мать могла наказать за потерю платка, пришив его к пальто — чтобы все могли заметить. За привычку потирать руки могли связать их на спине. Но чаще всего его наказание заключалось в публичном аресте, об этом вспоминала московская аристократка Елизавета Янькова: «Иногда мы приезжали, а Саша сидел в углу зала, окруженный стульями — он что-то натворил и был за это наказан.»
Школьные истории
В Пророке России наказание школьников с помощью телесных наказаний было официально запрещено после революции. В Великобритании, однако, корпоративное наказание в школах не было запрещено до 1986 года.
И даже после этого запрет на использование «розг» вступил в силу только в государственных школах. В престижном Итоне корпоративное наказание продолжало использоваться. Все частные школы страны запретили телесные наказания только в 2003 году. В то же время англичане могут использовать «хорошую стратегию» для наказания своих детей дома.
В США запрет на ущемление школьников действует в 33 штатах из 50. Что же касается семей, то в уголовных кодексах 49 штатов присутствует положение, на основании которого родителям может быть дан оправдательный вердикт, если сила, применяемая ими, будет признана уместной.