Россия может остаться без «Формулы-1»
Краснодарский край рискует потерять «Формулу-1», первые гонки которой в Сочи должны пройти в 2014 году. Деньги на строительство автодрома в Сочи до сих не выделены, программа строительства не утверждена.
Администрации Краснодарского края не удается согласовать в федеральных инстанциях финансово-экономическое обоснование строительства автодрома для гонок «Формулы-1» в Имеретинской низменности в районе Сочи. Также до сих пор не учреждена промоутерская компания, которая должна взять на себя организацию гонок, и не подписаны контракты с компаниями-партнерами.
Скоро исполнится год с того момента, как Владимир Путин объявил в Сочи о подписании контракта на проведение семи гонок «Гран-при Россия» с главой и владельцем Formula One World Championship (FOWC) Берни Экклстоуном. Платежи в адрес FOWC за право проведения гонок начали поступать еще в прошлом году, но в плане организации финансирования и строительства самого автодрома до сих пор царит неразбериха.
На сегодня полная ясность наступила только в одном вопросе: партнеры проведения соревнований – «МегаФон», «Лукойл», «БазЭл» и «Ростехнологии» – отказались участвовать в создании промоутерской компании, предпочтя роль рекламодателей. Каждая из перечисленных компаний заплатит по $52 млн, получив за это спонсорский пакет: билеты и рекламные сайты. Из этих денег осуществляются платежи FOWC, а строительство автодрома планируется за счет бюджетных средств.
Бюджет не утвержден
Бюджет стройки – 6 млрд рублей, 90% из которых по идее должен дать федеральный бюджет, 10% – краевой. Но с выделением денег из федерального бюджета возникли сложности. Строительство автодрома для «Формулы-1» планировалось в рамках программы создания инфраструктуры для Олимпиады 2014 года. Как рассказал «Известиям» источник в Министерстве регионального развития РФ, проект постановления правительства о включении автодрома в перечень олимпийских объектов был готов еще в феврале этого года. Его согласовали с руководством «Олимпстроя» и «Оргкомитета Сочи-2014».
«Но Минэкономразвития и Минфин проект постановления согласовать отказались, указав, что к нему должно быть приложено подробное финансово-экономическое обоснование, – заявил он. – Черновик этого плана в конце июня нам прислал «Центр Омега», но это далекий от совершенства документ».
Соревнования получаются убыточными
Высокопоставленный источник в администрации Краснодарского края рассказал «Известиям», что основная трудность с документом заключается в том, что соревнования получаются убыточными – из обоснования это прямо следует, и поэтому министерства отказываются выделять не предусмотренные законом о бюджете средства на заведомо убыточное мероприятие.
Убытки от «Гран-при России» показаны и в бизнес-плане соревнований, подготовленном компанией Deloitte. Например, в первый год проведения гонок затраты составят $113 млн, а доходы организаторов – $58 млн. К 2020 году разрыв увеличится: доходы вырастут до $77 млн, а расходы увеличатся до $162 млн.
По словам источника в Минрегионе, вопрос покрытия убытков обсуждался на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака в июне этого года. «Тогда глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев пообещал, что в случае возникновения убытков он обеспечит их покрытие из внебюджетных источников, запись об этом была сделана в протоколе по итогам заседания, – сказал он. – Но Минфин такие заверения принимать отказывается, это для них абстракция».
В соответствии с бизнес-планом от Deloitte уже в этом году организатор «Гран-при России» должен завершить разработку маркетинговой стратегии, разработать и утвердить годовые бюджеты и даже организовать продажу сувениров и официальной символики «Гран-при». Пока этот график не выполняется.