В 2021 году проходной балл на «бюджет» в российских вузах снизился на полпункта. В чем причины такого снижения?
О снижении балла пишут «Известия», ссылаясь на мониторинг, который НИУ ВШЭ провел при поддержке Минобрнауки. По данным исследования, который охватил свыше 800 вузов по всей стране, на «бюджет» поступили более 346 тыс. человек (это на 26,7 тыс. больше, чем в 2020-м).
Больше всего людей поступило в УрФУ имени Бориса Ельцина. На втором месте – НИУ ВШЭ. Виртуальная «бронза» – у РАНХиГС.
Ирина Абанкина из НИУ ВШЭ объясняет снижение баллов тем, что выросло число бесплатных мест. Те, кто ранее не мог претендовать на бюджетное образование, в этом году поступил. По ее словам, произошло частичное вытеснение платного приема бюджетным.
Ярослав Кузьминов из НИУ ВШЭ проблемы в снижении балла не видит. По его словам, высшее образование стало чуть более доступным. Он не согласился с тем, что качество приема упало, поскольку, по его словам, не зафиксировано ни одного провала у какого-либо отечественного вуза.
Татьяна Клячко из ИПЭИ РАНХиГС выдвинула свою версию, почему вступительные баллы снизились. По ее мнению, в первый год пандемии COVID-19 преподаватели были менее требовательными и более щедрыми на отличные оценки. Тогда как во второй год менее лояльны к абитуриентам.
По ее словам, сыграло свою роль и то, что в 2021 году отменили вторую волну приема, из-за чего многие поступающие не сумели перекинуть аттестаты в желаемые вузы. Это тоже отразилось на качестве приема, уточнила Клячко.
Также мониторинг показал неравномерный характер распределения дополнительных бюджетных вакансий. Чаще всего такие места возникали в региональных вузах. Яркий пример – ТомГУ. Вуз за год увеличил набор на бюджетные места на 63%.
Проблемы в том Татьяна Клячко не видит. Она отметила, что если экономика субъекта нуждается в большем числе специалистов конкретной специальности, то она должна их получать в виде выпускников.
Ярослав Кузьминов подчеркнул, что главной тенденцией 2021 года стал гибридный формат обучения, при котором офлайн и онлайн совмещаются. Теперь для абитуриента поступить в вуз в другом регионе не значит полностью оторваться от родителей. А значит, что и принять подобное решение
Татьяна Клячко обратила внимание, что многие преподаватели не против комбинированного формата. Согласно опросу от РАНХиГС, большинство из них допускают перевод примерно 25% образовательного процесса в онлайн-формат.
Мониторинг также показал, что в сфере платного образования случился рост стоимости обучения. «Средний чек» за первый курс ощутимо вырос – на 10% по сравнению с 2020-м и на 17-м с 2019-м. Ирина Абанкина пояснила, что вузы задирают цены, чтобы компенсировать затраты на цифровизацию – поддержки от государства на это попросту не хватает.