И квартиру тоже: как эволюционировали мошенники
Представители «Сбера» и МВД рассказали, что в последнее время злоумышленники все чаще вынуждают своих жертв закладывать и продавать недвижимость.
Сергей Велигодский из управления противодействия кибермошенничеству «Сбера» отметил, что теперь жертвы мошенников остаются без квартир. «Самая непонятная история, что с этим делать», – заявил он на международном форуме по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia.
Велигодский обратил внимание, что действия злоумышленников претерпевают эволюцию. Начиналось все с кражи денег с банковских карт, затем трансформировалось в кредиты на чужие имя, теперь новая напасть.
Новую тенденцию подтвердили и в МВД. Филипп Немов из УГРО ГУ ВМВД отметил, что благодаря социальной инженерии потерпевших связывают с риэлтерскими компаниями и МФО. Теперь жертвы мошенников закладывают квартиру или продают ее, после чего «оказываются в тяжелейшей жизненной ситуации».
Немов подчеркнул, что они заводят уголовные дела, проводят необходимые мероприятия по профилактике, но все равно «такой тренд есть».
В период коронавирусной пандемии мошенники активизировались. Так, по даннным ЦБ, за III квартал 2021 года были заблокированы свыше 24 тыс. телефонных номеров, которыми пользовались злоумышленники. Это вдвое больше, чем год назад.
Выросло и число операций без согласия клиентов. Со 183 тыс. до 256 тыс., а прирост чистых денег составил 500 млн рублей. Как ни странно, но доля социальной инженерии в таких мошеннических схемах упала до 41% (хотя еще в 2020-м была более 63%).
Еще одной новинкой у злоумышленников стала «верификация» с помощью мессенджеров. В личные сообщения жертве скидывают документ, который должен успокоить ее и уговорить расстаться с деньгами. Вдобавок произошло перепрофилирование: если раньше звонившие представлялись сотрудниками банка, то теперь это работники МВД, которые предлагают доверчивым россиянам порешать вопросики за небольшое вознаграждение.