Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Банкиры или приставы: кому рассчитывать прожиточный минимум для должников

С 1 февраля 2022 года начнет действовать закон, по которому банки не смогут взыскивать с малообеспеченных кредиторов деньги, если доход у тех ниже прожиточного минимума. Но кто будет за этим следить?

Национальный совет финансового рынка обратился с письмом в Минюст, где указал, что банки не хотят сами считать сумму прожиточного минимума должников и отслеживать ее изменение. Банкиры просят переложить эти обязанности на судебных приставов, сообщают «Ведомости».

Защита должников

Еще летом 2021-го президент России Владимир Путин сообщил, что подписал закон, по которому кредитные организации не вправе взымать для оплаты займов средства клиента, если суммы на его счету ниже прожиточного минимума. В ходе прямой линии глава государства выразил надежду, что новым «элементом защиты» воспользуются многие россияне, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.

Авторами законопроекта выступили депутаты от «Единой России» во главе с Сергеем Неверовым и группа сенаторов с первым вице-спикером Совета федерации Андреем Турчаком. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, комментируя законопроект, отмечал, что недопустимо за долги лишать человека средств к существованию.

Согласно закону, теперь россиянин может обратиться к судебным приставам с заявлением, что хранит на конкретном банковском счете свои последние кровные. Приставы в свою очередь учитывают это при наложении ареста на счета должника.

Законопроект касается только кредитных долгов. В случае алиментов или взысканий по случаю причинения вреда здоровью или даже смерти единственного кормильца никаких ограничений не предвидится.

Почему банки против

Согласно поправкам к ГПК, определять размер прожиточного минимума клиента и следить за изменениями предлагается банкам. Однако из законопроекта неясно, какую роль в этом будут играть приставы.

В НСФР указывают, что возложить подобные обязанности на банки – плохая идея. И вот почему. Во-первых, для банков это непрофильная деятельность. Во-вторых, банки могут по-разному отслеживать уровень прожиточного минимума, что обернется лишними затратами для них.

В НСФР считают, что правильным будет следующий подход: судебный пристав фиксирует в своем постановлении сумму прожиточного минимума на данный момент в отношении каждого конкретного проблемного клиента. Если размер прожиточного минимума меняется, то пристав направляет в банки информацию о корректировках.

Нурида Ибрагимова из Национальной юридической службы Amulex.ru отмечает, что сейчас у судебных приставов механизм определения уровня прожиточного минимума не имеет четкого регулирования. Если не зафиксировать четкий подход, то с началом действия закона начнутся неизбежные споры относительно применения положений о прожиточном минимуме.

По состоянию на 2021 год прожиточный минимум в России зафиксирован на уровне 12 702 рубля. Рассчитывается он, согласно ФЗ-473, как 44,2% от медианного дохода россиян за предыдущий год с применением коэффициента дифференциации по каждому субъекту РФ.

Если региональный прожиточный минимум выше федерального, то для нового закона о взаимодействии должников с банками и приставами в расчет берется именно он.

Полная версия