Зампредправления ВТБ Анатолий Печатников заявил, что сейчас в России каждая седьмая атака мошенников имеет «гибридный» характер.
По его словам, мошеннические атаки совмещают фишинг (выуживание конфиденциальной информации у гражданина) и социальную инженерию (общение злоумышленника с жертвой).
Печатников напомнил россиянам, что ни в коем случае нельзя передавать незнакомым людям закрытую информацию. По его словам, сотрудники банка никогда не запрашивают у клиентов данные по картам и счетам, а также пароли. Он подчеркнул, что важнейший инструмент защиты от злоумышленников – бдительность самого человека.
По отдельности фишинг и социальную инженерию преступники применяют в 94% попыток обманов граждан. Однако по отдельности социальную инженерию стали использовать реже, уточняется в документах ВТБ. Как в онлайнах-каналах, так и в случае с картами доля стала меньше в три раза.
В банке сообщили, что за первые три квартала 2021 года защитили от злоумышленников средства клиентов на сумму, превышающую 12 млрд рублей. Это большой успех, поскольку на 62% больше, чем в 2020-м. Всего с января банк защитил деньги 70 тыс. своих клиентов.
Из банкиров в полицейские
Эксперты отмечают, что в мире злоумышленников происходит смена приемов. Если раньше частыми были звонки от «сотрудников банка», то теперь в моду вошло представляться работниками правоохранительных органов.
Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование Kaspersky Who Calls. В исследование указывается, что число звонков от «товарища майора» оказалось в 10 раз больше по сравнению с началом года.
Аналитик KWC Виталий Воробьев объясняет это тем, что на звонки от фальшивых банкиров люди перестали реагировать. По словам специалиста, мошенники обращаются к жертвам по имени и фамилии, сыплют юридической терминологией и даже предлагают записать свои данные и «номер жетона». Часто злоумышленники даже предлагают прислать в мессенджер фото документов.
Еще один метод облапошить доверчивого россиянина состоит в том, что его номер используют, чтобы зарегистрироваться на сайтах МФО. Ничего не понимающему человеку начинают сыпаться на телефон коды подтверждения, после чего ему пишут якобы специалисты с обещанием разобраться – вот только им зачем-то нужен скриншот экрана с кодами. Когда пользователь высылает его, на него оформляется кредит. Доказать, что регистрировалась не сама жертва, практически невозможно.
В ЦБ заявили, что активно противодействуют телефонному мошенничеству. По данным банка, за первые полгода там направили для блокировки около 18 тыс. телефонных номеров. Годом ранее их число было еще выше – более 26 тыс.