Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

Дело Кантемира Карамзина хотят передать в карманный суд генерала ФСБ

Верховный суд России вмешается в судьбу юриста Кантемира Карамзина, уголовное дело против которого недавно признали неправомерным.

11 сентября Черемушкинский райсуд Москвы заявил, что постановление о возбуждении уголовного дела против юриста является незаконным. Таким образом подсудимого должны отпустить, а все обвинения с него снять. Надо только дождаться, что постановление останется в силе.

Однако обвинение решило подключить к игре Верховный суд, пишет «Экспресс Газета». 27 сентября пройдет экстренное заседание ВС РФ, на нем предполагается перенести рассмотрение апелляции на решение Черемушкинского райсуда из Мосгорсуда в Мособлсуд. Последний, как считается, контролируется силовикам и принимает решения в их пользу.

Карамзин был арестован еще в апреле. Его задержали сотрудники ФСБ. Он содержится под арестом в СИЗО-8 подмосковного Сергиева Посада.

Следствие по делу Кантемира идет неспешно, если не сказать, что намеренно затягивается, самого юриста держат в одной камере с уголовниками, ему отказывают в медпомощи. Карамзин потерял зрение на один глаз; кроме того, у него обострение сахарного диабета.

Дело Карамзина некоторые СМИ уже назвали вторым делом Сергея Магнитского. В том деле также фигурировали заключенный-юрист и высокопоставленные сотрудники ФСБ, которым он насолил.

Месть за выигранное дело

Сам Карамзин считает, что его уголовное преследование – это месть со стороны двух коммерсантов и их покровителя в лице генерала ФСБ.

Коммерсанты, о которых идет речь, – это хозяева ДСК-1 и ФСК «Лидер» Владимир Копелев и Владимир Воронин. Бизнесмены проиграли в арбитражном суде Марку Ричардсу, чьи интересы представлял Карамзин, и тогда они решили подключить тяжелую артиллерию – генерала-полковника ФСБ Алексея Дорофеева. За посадку Карамзина, как пишут СМИ, обиженные предприниматели, потерявшие 15 млрд рублей, выложили $10 млн в надежде, что дело, по которому они проиграли в арбитраже, развалится.

За что же взяли Карамзина? За спор о долге. Еще в 2007 году юрист дал писателю Олегу Блоцкому в долг свыше $200 тыс. Он их так и не отдал, хотя Кантемир пошел в суд и выиграл его во всех инстанциях. Решив, что лучшая защита – это нападение, Блоцкий уже в 2014 году подал заявление в полицию, что один из договоров займа – фальшивка. Дело тогда никто не хотел рассматривать, не менее 12 раз выносилось постановление об отказе в возбуждении дела. Однако с появлением на сцене строителей и их патрона, генерала ФСБ, ситуация изменилась.

В Москве судьи отказывались сажать юриста, поэтому дело было передано в отдел СК РФ по Балашихе. Защита Карамзина сочла такой перевод дела незаконным.

В ФСБ на счет перевода дела существовало две позиции. Первая – официальная: перевод дела нужен для беспристрастного рассмотрения; вторая – кулуарная: сотрудники ФСБ в частной беседе прямо заявили юристу, что в Подмосковье у них «все схвачено», а значит, что они проведут любые судебные решения.

Задержание Карамзина случилось 10 апреля. Сам арест сопровождался немотивированной жестокостью и многочисленными нарушениями закона.

Юрист уверен, что его держат в СИЗО, чтобы заставить отказаться от исков по акциям ДСК-1 к Копелеву и Воронину. Карамзин записал видеообращение к президенту России Владимиру Путину, в котором прямо указал, что сидит за то, что «посмел нарушить финансовые интересы» начальника УФСБ по Москве и Московской области Алексея Дорофеева. Он добавил, что тот «действует по заказу двух граждан Мальты», а именно Воронина и Копелева.

Кантемир предлагает такую версию происходящего: чтобы не платить по долгам Ричардсу и уйти от арбитражного преследования, девелоперы фактически обанкротили ДСК-1, распродают имущество, а на его месте планируют осуществить новый прибыльный проект в своих интересах. Новости, что власти Москвы, позволили группе ФСК вести строительство нового жилого квартала площадью 38,2 га на месте Краснопресненского завода железобетонных конструкций ДСК-1 в Хорошево-Мневниках, свидетельствуют в пользу версии юриста.

Карамзин, действуя в интересах Ричардса, через суд остановил распродажу предприятия. Действия по дроблению ДСК-1 и передаче в преддверии банкротства акций компании Воронину суд признал подозрительными. В итоге процесс дробления застопорился, акции были арестованы, а сам бывший директор ДСК-1 признан банкротом, чему сопутствовало наложение ареста на его имущество.

Сейчас Копелев скрывается от кредиторов за границей, а единственная его надежда – развалить выигранное Карамзиным дело. Нужно только, чтобы юрист подписал ряд документов, что его и принуждают сделать в СИЗО.

Однако Карамзин уверен, что стоит ему подписать бумаги, как его жизнь перестанет иметь какую-либо ценность. Реализовать же план его противники могут только, если Карамзин продолжит находиться в СИЗО.

Для этого они и намерены сделать все, чтобы 8 октября апелляцию на постановление об отказе в возбуждении дела разбирал не Мосгорсуд, а Мособлсуд. С подобным ходатайством в ВС РФ недавно обратился замгенпрокурора Юрий Пономарев.

Беспристрастность под сомнением

Сам Карамзин, находящийся в СИЗО, считает, что ни в коем случае нельзя этого допустить. Он передал на волю заявление, которое разместили у себя на страницах в Facebook его друзья и сторонники.

В заявлении утверждается, что генерал ФСБ Дорофеев понимает, что в Мосгорсуде дело развалится, что это не его карманный суд Мособласти, который «по щелчку творит любой беспредел». Карамзин утверждает, что сейчас Дорофеев уже движет страх за «свою шкуру», ведь если решение суда вступит в силу, с генерала самого спросят.

«По версии Дорофеева Мосгорсуд не заслуживает доверия. Ради денег и своих порочных интересов Дорофеев готов опозорить судебную систему», – утверждает Карамзин.

По словам юриста, генерал намерен пойти на все, чтобы забрать дело в подконтрольный ему Мособлсуд, для чего манипулирует не только Следственным комитетом и Генпрокуратурой, но и ВС РФ.

Заявления Карамзина, что в ФСБ не случайно делают ставку на подмосковное правосудие, имеют под собой основания. Например, на последнее заседание Балашихинского горсуда, на котором решался вопрос о продлении ареста, юриста попросту не привезли, сославшись на карантин по ветрянке. При этом судья предпочла не заметить, что по видеосвязи вместо юриста ей показывали тело человека в бессознательном состоянии, за которого отвечали неизвестные в масках.

В связи с такими действиями Балашинского горсуда адвокаты Карамзина выражают недоверие объективности и беспристрастности подмосковных судов. Они также удивлены тем, что в дело решила вмешаться Генпрокуратура.

Адвокат Карамзина Марина Громова рассказала, что утром 24 сентября ей позвонили из ВС РФ и сообщили, что по ходатайству замгенпрокурора будет слушаться дело об изменении территориальной подсудности.

Она отметила, что такое ходатайство вправе заявить только сторона по делу, а Генпрокуратура такой стороной не являлась и являться не может. Ходатайство незаконно, но те оперативность и сомнительные правовые обоснования, с которыми было назначено слушание об изменении территориальной подсудности, не внушают надежд на его отклонение, сетует адвокат.

Она подчеркнула, что если у ВС возникнут сомнения в беспристрастности Мосгорсуда и 1-го апелляционного суда, защита будет настаивать на изменении подсудности на 2-й апелляционный суд в Санкт-Петербурге.

Стоит заметить, что если ФСБ удастся провернуть фокус по изъятию дела Карамзина из Мосгорсуда, появится прецедент, позволяющий коррумпированным силовикам отменять любое решение суда через подконтрольных провинциальных судей.

Какое решение примет ВС РФ и станет ли он играть по правилам генерала ФСБ Дорофеева?

Полная версия