Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Победа над спрутом: как государство научилось выигрывать у ОПГ

После распада СССР в России появилась своеобразная четвертая власть, но не СМИ, которые так обычно именуют, а ОПГ. Преступники брали под свое покровительство заводы и фабрики, порой целые города и регионы.

Правоохранительные органы почти сразу встали на борьбу с ними, но дело осложнялось тем, что у ОПГ были серьезные финансовые возможности и доступ к оружию. Свою роль играли связи ОПГ с «оборотнями в погонах» и региональными властями.

Примером такого сращивания стала кущевская ОПГ. Свое название она получила по одноименной станице в Краснодарском крае.

Станица Кущевская стала известна на всю России в ноябре 2010 года, когда в доме фермера Сервера Аметова были убиты 12 человек (в том числе дети). Глава СК РФ Александр Бастрыкин взял дело под личный контроль.

В ходе расследования выяснилось, что кущевская ОПГ возникла еще в начале 1990-х годов. Другое название ОПГ – цапковская, по имени ее руководителя Сергея Цапка.

На счету группировки были десятки убийств, изнасилований, грабежей, вымогательств и избиений, но долгое время им это сходило с рук, поскольку свидетелей запугивали, а если дело доходило до суда, то защищать Цапка и его подельников приезжали юристы прямо из Москвы.

После вмешательства СК члены ОПГ были арестованы, а расследование массового убийства в доме Аметова объединили с еще 37 уголовными делами в отношении членов банды. Сам Цапок и двое его подельников – Владимир Алексеев и Игорь Черных – были приговорены к пожизненному лишению свободы.

Благодаря решительным действиям СК жители Кущевской смогли избавиться от страха, сейчас регион полностью декриминализирован, а жизнь его обитателей вернулась в нормальное русло.

Другим примером может стать Анатолий Быков из Красноярского края. Он был известен в преступных кругах как «Толя-Бык», а в СМИ его величали «самым авторитетным человеком в Красноярском крае».

В 1992 году Быков прикупил 10% акций Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ), а уже к 2000-му нарастил долю до 28%. В ходе так называемой «первой алюминиевой войны» не обошлось жертв. Однако в конце 90-х – начале 2000-х за Быкова всерьез взялись правоохранители. Его обвинили в организации покушения на конкурента Вилора Струганова (он же Паша Цветомузыка) и вынесли приговор – 6,5 лет условно. Попутно Быкова лишили его доли в КрАЗе, который в итоге вошел в холдинг «РУСАЛ».

Однако не везде в России ОПГ искоренены. Связано это с тем, что россияне не сильно доверяют полиции, а власти закрывают глаза на преступления. Так в Тольятти смогли зародиться два криминальных спрута.

Первый спрут обвил Тольяттинский автозавод, возникший в 1966 году. Борьбу за АвтоВАЗ вели члены волговской, напарниковской, купеевской и других ОПГ. Жертвами борьбы стали как сами преступники, так и сотрудники завода, журналисты и правоохранители. Только в 2005 году ТАЗ был взят под усиленную охрану МВД, для чего в городок под Самарой приехали 140 милиционеров из других регионов. Были заведены 58 уголовных дел по 92 эпизодам хищений. В итоге в истории АвтоВАЗа началась новая эпоха.

Второй тольяттинский спрут опутал предприятие «Тольяттиазот», пишет «Российская газета». Первую скрипку здесь играл Владимир Махлай, который руководил ТОАЗом еще при СССР.

Только в 2012 году против Владимира и его брата Сергея было возбуждено уголовное дело о крупном мошенничестве. Следствие заявило, что на протяжении нескольких лет ТОАЗ продавал за бесценок за рубеж аммиак и карбамид. При этом продажи шли через компании Андреаса Циви. По совпадению последний был сыном швейцарского бизнес-партнера Махлая Феликса Циви.

К моменту начала дела Махлай уже семь лет как жил в Великобритании. Тогда же Махлая связали с убийством эскортницы Елены Поваляевой, которое висело нераскрытым с 1997 года. Отбывавший свой срок Евгений Кутьминов рассказал, что убийство было совершено после того, как Поваляева начала шантажировать Махлая.

2012-й стал годом начала декриминализации ТОАЗа. Дело о крупном мошенничестве взял на свой контроль сам глава СК.

Уже в начале июля 2019 года по решению Комсомольского райсуда Тольятти Владимир и Сергей Махлаи, экс-гендиректор Евгений Королев, Андреас Циви и его подчиненный Беат Рупрехт были заочно приговорены к 8,5-9 годам лишения свободы. Суд обязал их возместить предприятию и его миноритариям свыше 85 млрд рублей ущерба.

Также в мае 2019-го на Махлаев, Циви и еще нескольких фигурантов было заведено новое уголовное дело - по статье 210 УК РФ (об организации ОПГ). В рамках этого дела в конце мая был задержан предправления «Тольяттихимбанка» Александр Попов, который, как считают СМИ, исполнял роль «финансового мозга» ОПГ.

За счет чего борьба с ОПГ стала в последние годы более эффективной? Есть как минимум три причины:

  • укрепилась вертикаль власти;
  • была модернизирована полиция;
  • следователи наработали необходимый опыт и экспертизу.

Все эти достижения позволят сотрудникам правопорядка бороться с ОПГ и в дальнейшем.

Полная версия