Накануне встречи с премьер-министром Японии Синдзо Абэ президент России Владимир Путин по видеосвязи открыл рыбоперерабатывающее предприятие «Крабозаводск» на острове Шикотан.
«Чтобы не расслаблялись японские друзья», – прокомментировали это событие в Telegram-канале «Пул №3».
Реакция Токио не заставила себя ждать. Там заявили, что собираются сделать Москве представление. Озвучил заявление генсек японского кабмина Ёсихидэ Суга.
Он подчеркнул, что для кардинального решения подобных проблем необходимо договориться относительно «северных территорий» (так в Токио именуют Южные Курилы). Суга пообещал «упорно вести переговоры с Россией» для решения судьбы Курил.
На заявление Суги ответил сенатор от Татарстана Олег Морозов. В комментарии ФАН он заявил, что любое посягательство на суверенитет РФ над Курилами будет пресекаться на корню.
Парламентарий заявил, что для японских претензий на Курилы нет никаких юридических оснований, а в качестве доказательства сослался на «общепризнанные итоги Второй мировой войны».
В связи с этим Россия может строить на Курилах любые заводы да и не только их. Токио, как считает Морозов, ведет себя абсолютно недальновидно, поскольку с прошлого раза у них есть предложения, сформулированные Путиным, смысл которых – в том, что решение споров надо начинать с подписания мирного договора.
Токио подобную позицию не разделяет. Там настаивают, что сначала Россия должна вернуть Японии острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряду Хабомаи.
Сенатор в свою очередь полагает, что только после подписания договора без всяких предварительных условий «появится форточка возможностей». На данный момент действия Японии выходят за рамки нормальных добрососедских отношений.
Ранее премьер-министр Японии выразил желание перевести переговоры с Москвой «на новый, откровенный уровень».
В своих претензиях на Курилы Токио ссылается на двусторонний трактат от 1855 года. Позиция России ссылается на итоги Второй мировой. При этом в Кремле согласны заключить мирный договор, основываясь на московской декларации 1956 года. Согласно ей Токио получал Шикотан и гряду Хабомаи, а вот Кунашир и Итуруп оставались под юрисдикцией Москвы. Однако 60 с лишним лет назад от этого предложения Япония отказалась под давлением Штатов.