А было ли преступление? За что судят владельцев банка «Югра»
В уголовном деле против топ-менеджеров банка «Югра» много странностей. Такое мнение высказал адвокат одного из них.
Сейчас крупным вкладчикам банка (вклады свыше 1,4 млн рублей) начали выплаты долгов. Деньги выдает АО «Комплексные инвестиции». Владельцем компании выступает не кто иной, как один из крупнейших акционеров «Югры» Алексей Хотин. Что интересно, экс-банкир пребывает под домашним арестом, ему вменяют в вину растрату 7,5 млрд рублей.
Другими фигурантами дела о растрате выступают президент «Югры» Алексей Нефедов и предправления банка. Они также помещены под домашний арест.
Странности дела «Югры»
Адвокат Руслан Долотов, защищающий Шиляева, поведал «Московской газете», в чем смысл дела против банкиров. По его словам, сейчас всем троим предъявлено «дежурное обвинение», чтобы тех не отпустили на свободу.
Смысл пока только в этом, так что оценивать состоятельность либо несостоятельность обвинения пока рано. Что же конкретного вменяют в вину банкирам? Пока можно говорить только о четырех кредитных договорах, которые, по версии следователей, были заведомо невозвратными. По мнению правоохранителей, Хотин был замешан в этой схеме, поскольку деньги, выданные под видом кредитов, в итоге попали под контроль акционера «Югры».
Правда, некоторая загвоздка в том, что проверка, проведенная с февраля по август прошлого года, показала, что состава преступления в действиях руководителей «Югры» нет. Все завершилось вынесением постановления об отказе в возбуждения уголовного дела.
На этот чрезвычайно важный момент обращает внимание Долотов. Данное постановление так и не было отменено, что, впрочем, не помешало СК РФ возбудить новое дело, касающееся тех самых четырех кредитов. Однако нормы УПК четко указывают, что нельзя заводить уголовное дело по тем же самым обстоятельствам, если постановление об отказе не было отменено.
Другим интересным моментом является то, что Хотин и его товарищи отправлены под домашний арест. По закону к Хотину и его коллегам применять данную меру пресечения нельзя. Корни этого решения, по словам Долотова, лежат в 2010-х, когда власти решили защитить предпринимателей от полицейского беспредела.
Отправить Хотина и его коллег под домашний арест удалось потому, что следствие упирало на то, что растрата совершена не в сфере предпринимательской деятельности. Долотов уверен, что суд ошибся. Адвокат ссылается на разъяснения ВС РФ, которые трактуют ситуацию Хотина как подпадающую под указанные рамки.
Что до самого дела, то защита попросила приобщить к материалам суда в качестве приложения копию отказа МВД. Однако представитель СК заявил протест, а суд его поддержал. Для отказа была использована лазейка: мол, копия не заверена надлежащим образом.
Адвокаты банкиров попросили перерыв, чтобы подать в суд заверенную копию. Однако суд отказал и продлил домашний арест Хотина до 18 сентября.
По мнению Долотова, в случае приобщения копии из МВД Хотина, Нефедова и Шиляева могли бы освободить в зале суда. Теперь каждому из них грозит до 10 лет.